This is the Way

"That's why men like you and me are here. We have a job to do. And God help any mοthеrfսckеr who stand in our way."
From Bill's letter



… И они сели в машину Билла и поехали в сторону Вайоминга.

Дорога — один из лучших кинематографических приёмов. Я даже не буду приводить примеры, потому что они все широко известны. И, конечно, мимо неё не могли пройти создатели видеоигр. Такой простор для. 

Так на свет появилась игра THE LAST OF US.

Но если сюда зачем-то забредёт одинокий геймер, то вынуждена его упредить — я никогда не играла ни в эту игру, ни в какую-либо другую. Предпочитаю смотреть консервативный мужской теннис, в котором от меня вообще ничего не зависит. 

Так что для меня THE LAST OF US — это новый сериал от HBO. И никаких сравнений с игрой не ожидается.


THE LAST OF US не только новая «дорожная» история, это ещё и новая история про зомби-апокалипсис. 

Что касается зомби, то любой хороший фильм или сериал про зомби-апокалипсис — это прежде всего драма о людях. Для всего остального есть то, что называют «треш».

Сюжет достаточно прост. В 2003 году началась глобальная пандемия: мутировавшие грибы начали превращать людей в зомби, а тем немногим, кто по каким-то причинам всё ещё жив, надо учиться выживать в новых реалиях. Здесь нет ничего нового для зрителя. 

Но это всего лишь фон для развития человеческих взаимоотношений. Какого нормального взрослого зрителя могут интересовать судьбы зомби? Это в общем, практически, как интересоваться судьбой прошедшего торнадо: ну, что там с ним было дальше, после того, как он разрушил наш город? Как у него настроение? 



Креатор шоу Крэйг Мэйзин до этого снял выигравший десять Emmy CHERNOBYL. Так что ему не привыкать.

Музыку к сериалу написал Густаво Сантаолалья, композитор, который выиграл два Оскара, за саундтреки к BABEL и BROKEBACK MOUNTAIN, и менее именитый Дэвид Флеминг. Музыка Сантаолалья очень красивая и узнаваемая.

Да, работа операторов должна была опираться на видеоряд, который знаком геймерам, но в любом случае это потрясающе красиво. Города, заросшие грибами. Просто безумно красиво, и это отнюдь не сарказм. 


Педро Паскаль и ребёнок — это немного deja vu, да. Но это опять работает. И это опять ребёнок, которого все хотят заполучить и ставить на нём опыты. 

И они такие невероятно естественные, Педро Паскаль и Белла Рамси, в предложенных им обстоятельствах.

«Может быть, не будет кучи коктейлей Молотова или сотни различных способов убить зараженных и задушить людей, но сюжетные точки и возможности их расширения — это то, что они делают. По сути, отношения между этим мужчиной и этой молодой девушкой, которая отражает его собственную жестокость, его усталость от мира и его собственное, в основном, циничное мировоззрение. Но её циничное мировоззрение не разрушило её надежды и восхищения миром, который она открывает. Так что я думаю, что в конечном счете увидеть клочок надежды и как бы активировать то, что в его сердце считалось давно мертвым, что умерло двадцать лет назад вместе с его дочерью, и его неспособность спасти свою дочь, возрождается персонажем Элли. Это очень простой формат, но его простота позволяет так много наслаивать с точки зрения того, чтобы снова обрести надежду и не желать потерять эту надежду снова любой ценой». — Педро Паскаль в интервью FLAUNT.



On the Road


Трое людей отправляются в дорогу из Карантинной зоны около того, что некогда было городом Бостоном. 

Мужчина примерно пятидесяти лет по имени Джоэл, которому нужно найти брата Томми. 

Женщина неопределённого возраста по имени Тесс, которая любит мужчину по имени Джоэл, и который в благодарность за это с ней спит.

И девочка-тинейджер Элли, которую представители Сопротивления под названием «Firefly», отправили в свой научный центр, потому что она не обращается после укусов, и следовательно, у неё есть иммунитет. 

Сопротивление — неотъемлемая часть любой диктатуры, даже если эта диктатура работает для спасения выживших. Сопротивление всегда считает, что оно знает, как правильнее. И я сейчас не про сопротивление во время захватнических войн. Это несколько другая история. Сопротивление во времена эпидемий и карантинов, как правило, деструктивно. Но мы пока не знаем всей картины. Наши герои называют власть «фашисткой», но отчаянные времена требуют отчаянных мер.

Тесс погибнет во втором эпизоде, который называется INFECTED очень жестокой смертью, успев испытать в последние минуты невероятный ужас. 

Она спасёт мужчину, которого любит и который никогда по-настоящему не любил её, и девочку, которая не только теоретически может спасти человечество от заразы, но и ещё просто очень одинокая девочка-тинейджер, у которой вообще нет никого на свете.

Мы почти ничего не успели узнать о Тесс, хотя Анна Торв максимально впечатляюще выложилась в отведённое ей время.

В общем, классическая женщина пост-апокалипсиса: сильная, в меру жестокая, жёсткая, абсолютно несчастная. И, как правило, немного запущенная. Какие времена, такие и дамы. Но при этом Тесс очень притягательная, и мы понимаем мужчину по имени Джоэл, хотя он её и не любил.

Элли. У Элли нет никакого нормального настоящего и нормального будущего — пижамных вечеринок, школьного выпускного, колледжа и так далее. У неё есть только дорога куда-то в абсолютную неизвестность, и вот теперь ещё озлобленный немолодой мужик, который пока никак не тянет на «фигуру отца».

Джоэл живёт ради брата Томми, который где-то далеко и, видимо, в опасности. Его собственная жизнь закончилась, когда пуля попала в его дочь Сару, милую и умную девочку-тинейджера. Она умерла у него на руках. Это было два десятка лет назад, в первые дни, но такие раны не заживают никогда. Поэтому его, в общем, мало волнует вопрос выживания или спасения человечества, и то, что иммунитет Элли способен что-то изменить, ему не слишком интересно. Потому что Сару это не вернёт.

Но мы понимаем, что жизнь Джоэла наконец сдвинулась с той мёртвой точки, на которой он застыл двадцать лет назад. 

Потому что появился новый ребёнок. 

Спустя много лет, у него снова появился шанс. С девчонкой, которая похожа на его дочь острым умом и острым языком.

Но сам Джоэл этого ещё совершенно не осознаёт.



Keep Tess safe



Они остались на дороге вдвоём, Джоэл и Элли. И Элли усиленно пытается коммуницировать, но Джоэл поддается с большим скрипом, хотя понемногу, понемногу начинает оттаивать.

Следующее пункт назначения, в который они направляются — жилище неведомых Фрэнка и Билла, друзей Джоэла.

И флешбэк отбрасывает нас в начало пандемии, в 2003 год.

В историю Фрэнка и Билла. 




LONG, LONG TIME. Такой часовой бенефис Мюррея Бартлетта и Ника Оффермана, с их невероятной химией, которая разбила сердца миллионам зрителей в мире. Возможно, один из лучших эпизодов, отснятых когда-либо.

Билл был один из тех одиноких американцев, которые ненавидели власть и держали оснащённые видеокамерами подвалы, забитые оружием на крайний случай. И крайний случай себя не заставил. 



Когда армия в 2003 году эвакуировала жителей его городка, Билл пересидел в своём подвале, а потом славно обустроился в опустевшем городе, построил отличный забор, обчистил все городские магазины и вырастил упитанных кур.

Но как-то, спустя три года, к нему забрёл мужчина по имени Фрэнк, направлявшийся в Бостон, и Билл его почему-то не убил, а помыл и покормил.
 

И внезапно, и не без взаимности, влюбился.

Так началось их «long, long time...». Практически пастораль среди ада. 

Они были совершенно разные, упёртый конспиролог и художник-либерал, но они были не первой парой, которая не разделяла ценности друг друга. В конце концов, на винтажном рояле лучше играл всё-таки Билл, а не Фрэнк. Так что, да, мир неоднозначен. 

Несколько лет спустя Фрэнк по радиосвязи  познакомился с женщиной и пригласил её вместе с бойфрендом в гости, несмотря на вполне оправданные стенания Билла. Мало ли кто это мог быть.

Так они подружились с Тесс и Джоэлом. Эта дружба продлилась много лет.

Билл волновался, что стареет быстрее Фрэнка, но в итоге первым стал сдавать Фрэнк, и в 2023 году он уже не мог встать из инвалидного кресла. Он много рисовал, в основном, портреты Билла. И немного Джоэла.


Но наступил день, когда Фрэнк устал мучиться и решил, что ему пора уйти. 

Трудно описать последний день Фрэнка. Но его можно блестяще отснять, спасибо Крэйгу Мэйзину и Ибену Болтеру.

Последняя прогулка по городку, свадьба без священника, последний ужин при свечах, последние объятия. 

Во время ужина Билл, разлил вино и насыпал снотворное в бокал Фрэнка. 

И внезапно Фрэнк понял, что Билл уходит вместе с ним.


«Это не трагическое самоубийство в конце пьесы. Я стар. Я доволен. И ты был моей целью».

«Я этого не одобряю. Я должен страшно разозлиться. Но, объективно говоря... это безумно романтично», — ответил Фрэнк. 

Эгоистично? Возможно. Но в тот момент уже всё равно было поздно: Билл растворил снотворное ещё в бутылке, как он сказал, лошадиную дозу.


Так что, когда Джоэл и Элли добрались до них, в доме была только запертая спальня и прощальное письмо от Билла: «Кому угодно, но, вероятно, Джоэлу».

«Я решила, что я в категории "кто угодно"», — сказала Элли, прочитавшая письмо первой.

Потом, по просьбе Джоэла, она начала читать письмо вслух.

«29 августа 2023

Если ты нашел письмо, пожалуйста, не заходи в спальню. Мы оставили окно открытым, чтобы в доме не пахло. Зрелище, наверное, так себе. Думаю, письмо нашел ты, Джоэл, потому что любого другого убило бы током или подорвало бы на мине. Хе-хе-хе-хе. Забирай всё, что нужно. Код от бункера такой же, как от ворот, только наоборот. Так-то ты мне никогда не нравился. Но всё равно мы вроде как друзья. Почти. И я тебя уважаю. Так что я тебе скажу одну вещь, потому что, наверное, только ты можешь это понять. Раньше я ненавидел мир и радовался, что все умерли. Но я был неправ. Был один человек, которого стоило спасти. И я это сделал. Я его спас. А потом я его защищал. Для этого и нужны такие, как мы с тобой. У нас есть работа. И да поможет бог гадам, которые будут нам мешать. Оставляю тебе всё мое оружие и снаряжение. Используй его, чтобы...»

Последние слова Элли не смогла прочитать, и Джоэл забрал у неё из рук письмо.

«…держать Тесс в безопасности…»

Прочитав эти слова, Джоэл выскочил на улицу, и там он, наконец, смог сам себе признаться, что Тесс не была просто подругой от, так сказать, безнадёжности. Она была для него чем-то большим. 

Это заставило его пересмотреть и кое-что ещё.

Он принял решение ехать в Вайоминг, найти там Томми и вместе с ним уже найти Firefly, чтобы передать им Элли. Другими словами, он решил позаботиться об Элли. 
Билл был прав. «Для этого и нужны такие, как мы с тобой. У нас есть работа».

 

В итоге Элли получила много абсолютно невыполнимых строгих указаний: как себя вести, что можно делать, что нельзя, и, главное, беспрекословно слушаться Джоэла.

Джоэл, конечно, кое-что упустил. Страсть Элли иметь собственное оружие успешно реализовалась в доме Билла и Фрэнка: в ящике письменного стола она нашла пистолет.

Когда они сели в старое авто Билла, Элли, которая никогда раньше не сидела в машинах, восхищенно выдохнула: «Это прямо звездолёт!»

Отличный троллинг, джентльмены. Мандо бы оценил.

И под Линду Ронстадт, под её самую знаменитую песню «Long, long time», ту, под которую Фрэнк влюбился в Билла, Джоэл и Элли покинули городок, а им вслед ветер раздувал занавеску на окне спальни, в которой остались двое, которые сумели оторвать себе от зомби-апокалипсиса 20 лет счастья. А как это назвать по-другому?


"...Knowin' that you warned me 
Of the price I'd have to pay 
And life's full of loss 
Who knows the cost..."





Spaceship



«Космолёт» продержался до Канзас-Сити. Ну, или того, что им когда-то было.
Поездка до Миссури протекала более-менее спокойно. У Элли было хорошее настроение, хотя иногда, при виде брошенной вдоль дороги бронетехники, на ее лицо набегала тень. 
Элли впервые, из окна машины, видела то, что осталось от Америки. Заросшие травой автомобили, давно заброшенные аттракционы, стада бизонов, пасущиеся на пастбищах.

Попытки рассмешить Джоэла шутками из книги каламбуров "No Pun Intended, Volume Too" Уилла Ливингстона натыкались на нежелание Джоэла растапливать лёд.



Они слушали музыку со старых кассет Билла. Хэнка Уильямса, которого не застал даже Джоэл.
Элли удалось размотать Джоэла на рассказ о брате. Так что мы узнали, что случилось с Томми после той роковой ночи, когда погибла Сара. 
У Томми была страсть к спасению мира, которая не реализовалась когда-то, ещё до всего, в разочаровавшей его армии США, и, видимо, увлечённость революционной борьбой в отрядах Firefly тоже не удовлетворила его, так что Томми жил один в каком-то из небольших поселений Вайоминга.
Но туда было ещё ехать и ехать.



PLEASE HOLD TO MY HAND. Так строкой из песни Хэнка Уильямса символично называется четвёртый эпизод.

«Я не семья», — понимающе скажет Элли. 
«Ты груз», — ответит Джоэл. 
Oh, man...
Но ведь если привяжешься, можно опять потерять, то, что понимает Джоэл, и пока не совсем осознает Элли.

Мирная ночь в лесу перешла в утро, утро перешло в незнакомый Элли омерзительный на вкус напиток под названием «кофе», а кофе перешёл в Канзас-Сити.

И там начались, мягко говоря, сложности, в результате которых пистолет Элли пригодился для спасения жизни Джоэла. В итоге двое местных парней оказались мертвы.
Мы прибыли на север американского Юга.



Появились у нас и новые лица. Знаете, Мелани Лински просто рождена, чтобы играть главу т.н. городской администрации в эпоху зомби-апокалипсиса. 
Так что знакомьтесь. Кэтлин, это зрители. Зрители, это Кэтлин.

Спецназ здешнего сообщества, которое, судя по всему, не подчинялось никому, кроме себя, отвергло FEDRA и не участвовало в Firefly, искал двух пропавших парней, Генри и Сэма. По-видимому, Кэтлин считала, что Генри виновен в гибели её брата.

Их поимка для неё оказалась настолько важна, что Кэтлин поставила её приоритетней внезапно найденного в одном из городских зданий источника заражения. Это несколько удивило ее заместителя Перри, но, видимо, Кэтлин не из тех, с кем имеет смысл дискутировать.


В сериале поражает безупречность операторской работы. Как будто Ибен Болтер всю жизнь проработал с Финчером.

Между тем, Джоэл и Элли достаточно удачно прятались по городским кварталам и даже добрались до многоэтажного здания, из которого они хотели высмотреть дорогу из города. И заодно переночевать в одной из квартир.
 
Джоэл одолел 33 этажа и на ехидные замечания Элли, неуместно сообщил, что ему 56 лет. Чертовски хорошо сохранился, знаете ли.

Спрятанный пистолет был не только прощён, но Джоэл даже преподал Элли краткий курс молодого бойца. 
Элли впервые в жизни стреляла в человека, не убила, нет, его добил Джоэл, но всё же даже он понял, что за отсутствием психолога, должен как-то помочь ей это пережить.
Но Элли сказала, что с ней это не в первый раз.
Позднее, Джоэл попытался поднять эту тему, но Элли не захотела углубляться.




Отношения между ними, пройдя все стадии горя со стороны Джоэла — отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие — стали приближаться к дружеским, когда перед сном, Элли удалось наконец рассмешить его одним из каламбуров из книги. Джоэл засмеялся, скорее всего, впервые за 20 лет.
Так что Элли одержала просто фантастическую победу. И, в конце концов, днём она спасла ему жизнь.
И так, хихикая, они и заснули.

Чтобы проснуться под дулами пистолетов двух парней, постарше и совсем мальчика. Видимо, это и были искомые Кэтлин — Генри и Сэм.


"...Alone and forsaken by fate and by man
Oh Lord, if you hear me, please hold to my hand
Oh, please understand..."




The Land of Oz



Всё закончится через сутки, в мотеле на окраине Канзас-Сити. 

«Тебе бывает страшно?» — спросит Сэм у Элли. Точнее напишет в своём альбоме для рисования, потому что Сэм не слышит и не говорит.
«А я выгляжу бесстрашной?»
 «Всегда», — напишет Сэм
 «Я постоянно боюсь… скорпионов», — ответит Элли.
И потом правду:
«Я боюсь остаться одна. А ты чего боишься?» 
«Если превращаешься в монстра, то остаёшься собой?» — вопросом на вопрос напишет Сэм.



ENDURE AND SURVIVE. Так называется пятый эпизод, в котором мрачный экшн смешивается с нежными сценами, полными братской любви, детской дружбы и того, что Джоэл пока боится понять.

…Несколько дней назад Сопротивление Канзас-Сити сбросило с себя оковы FEDRA, которое славилось своей жестокостью далеко за пределами города. 

Брат Кэтлин, Майкл, был когда-то лидером Сопротивления. А Генри нужны были лекарства от лейкемии для Сэма, младшего брата. 
FEDRA получила Майкла, Генри лекарства. 
Когда Кэтлин навещала брата в тюрьме, он просил её простить Генри. Он был очень хорошим человеком, этот незнакомый нам Майкл.

«Какой смысл прощать?» — спросит Кэтлин у Перри. 




Оказавшись лидером и захватив власть в городе, Кэтлин, первым делом, принялась за осведомителей FEDRA. Не вполне логично, но в этом проблема всех революционеров — а давайте сначала убьем врагов, а остальное само как-нибудь наладится
Но это никогда не работает.

Пожилой доктор, которого Кэтлин убила после допроса в прошлом эпизоде, прятал Генри и Сэма, пока не попался сам. 
Доктор не выдал их местонахождение, но они остались одни, без еды и чего-либо еще вроде надежды. Генри был готов ради брата на всё. 
Ламар Джонсон очень тонко и трогательно передаёт своей игрой совершенно безмерную любовь к такому уязвимому младшему брату.



Но они нашли Джоэла и Элли. 
На налаживание контакта ушло не так уж много времени. К тому же Элли ужасно обрадовалась, встретив другого ребенка, пусть и моложе ее на шесть лет. В общем, им обоим удалось немного побыть детьми.

Когда Генри рассказал Джоэлу свою историю, скорее всего, Джоэл понял главное — ради Сары он и убил бы, и сдал кого угодно. Возможно, уже не только ради Сары…



У Генри был неплохой план выбраться из города: через подземные туннели. Но у всех неплохих планов есть одно общее место: что-то пойдёт не так.

В туннелях дети неплохо развлеклись, нашли футбольный мяч, много комиксов, оставшихся от детей, некогда прятавшихся в этих туннелях и потом погибших. 
Но для Элли и Сэма это стало небольшой, но такой необходимой передышкой от реальности. 
И совершенно бесценно то, как Джоэл смотрел на их игры.



Когда ближе к рассвету они вчетвером выбрались из туннелей, их почти сразу засекли, и они попали под огонь снайпера. Джоэлу удалось найти его и обезвредить, но через несколько минут подъехала Кэтлин со своими бойцами. 

На просьбу Генри отпустить Элли и Сэма, Кэтлин ответила отказом и даже прочитала монолог о вреде детей, который выглядел не столько неуместным, сколько жалким. Как будто совершенно другой человек несколько часов назад рассказывал Перри об их с Майклом детстве.

И всё могло закончиться очень плохо, но закончилось ещё хуже. 

Поднятый ими шум, врыв машины и прочее, разбудили спящих под землёй грибов, и внезапно из образовавшейся воронки полезли сотни так называемых щелкунов, и некоторые особо крупного размера. 



Началось побоище. 
Джоэлу удавалось снимать щелкунов сверху, из окна здания, и таким образом он дал возможность Генри и детям отползти.

Погиб Перри, а немногим позже погибла, наставившая револьвер на Генри и остальных, и сама Кэтлин. По иронии жанра, её убила та же сама юная «щелкунчик», которая несколькими минутами раньше едва не убила Элли на глазах у совершенно потрясённого Джоэла, который никак не мог ей помочь.

А Канзас-Сити, скорее всего, оказался обречён. Из хороших новостей — Кэтлин успела расстрелять всех осведомителей. Кликерам не придётся заниматься административной работой.




…Усталые, сидя на полу в мотеле за пределами города, Джоэл и Генри решили вместе двигаться в Вайоминг.
 
Осознание того факта, что Элли становится ему всё больше дорога, заставило Джоэла сказать: «Я думаю... в любом случае легче, когда ты ребенок. На вас нет ответственности. Это сложная часть».

Генри решил, что порадует Сэма утром, и велел ему ложиться спать. 
Но, не послушавшись, Элли и Сэм продолжили развлекаться. 
А потом Сэм завёл тот самый разговор о страхе, в конце которого выяснилась ужасная, но предсказуемая вещь: его укусили. 
Элли решила, что если она смажет его рану своей кровью, то он спасётся.



Но утром Сэм набросился на Элли, и на крики примчались Джоэл и Генри. И, наверно, на чистом инстинкте, Генри, в руках у которого был пистолет, выстрелил в брата. И таким образом спас Элли.

Но минутой позже к нему пришло осознание, и он начал кричать: «Что я наделал?»
Джоэл стал просить его отдать пистолет, но… Генри пустил себе пулю в висок.



…Джоэл и Элли выкопали могилу для братьев неподалёку от отеля, а Элли положила сверху альбом Сэма со словами: «Прости меня».

Новая утрата, и вместе с тем понимание: она пыталась быть ответственной за Сэма, но ничего не вышло. Вот так живёт Джоэл. Возможно, теперь Элли начнёт лучше понимать его.

И спросив у Джоэла: «Где тут запад?», Элли пошла прочь от могилы.
Джоэлу от подписи в альбоме сделалось нехорошо, и он застыл, так что Элли пришлось его окликнуть. 



И они двинулись на запад. 
Захотелось написать: along yellow brick road…




Panic attack



Вот так выглядит любовь. Странно, что он забыл. Когда тебя внезапно накрывает дикий страх, до головокружения, до боли в груди.
А дальше включается мужская логика: «Если я её брошу, всё станет хорошо. Панические атаки уйдут, я про неё забуду.
И если её кто-то подведёт, это уже буду не я». 

Джоэл был не первый мужчина, который до этого додумался, и его хватило аж на целую ночь, во время которой Элли думала, что он её бросил на Томми.



Невероятно душевный шестой эпизод называется KIN. Родня. 
Он достаточно спокойный по сравнению с другими, но при этом невероятно сильный эмоционально. 
Очень красивая операторская работа: сказочные зимние пейзажи, лошади, атмосфера вестернов, деревянный городок, девичья комната, в которой провела ночь Элли. 
И, конечно, Педро и Белла просто фантастические в этом эпизоде.

Начавшись с убийства трёх невинных беленьких заек, он закончится обмороком, и это будут уже не зайки. Хотя как посмотреть.



…Со смерти Сэма и Генри прошло три месяца.
Джоэл и Элли добрались до глуши Вайоминга. Семейная пара индейцев, которую Джоэл пытался устрашить грозным видом (о, я вас умоляю), рассказала им, куда идти, при этом приукрасив свой рассказ страшилками о том, что происходит за рекой. Бог наказал их за запугивание: Элли украла у них один из трех трупиков заек.
Когда они вышли на дорогу, Джоэла накрыл приступ, напугавший Элли. Как предзнаменование.

Они уже научились очень хорошо общаться между собой, но на вопрос Элли, что «мы будем делать дальше, когда всё хорошо закончится», Джоэл резко обрубил, «что еще за "мы"»
Кстати, говорят, что ослы вовсе не упрямые животные. Люди просто перевели на них стрелки.


Выяснилось также, что мечта Джоэла — ферма с овцами.
«Может быть... старый фермерский дом, немного земли... ранчо».
«Круто. Какие животные?»
«Овцы. Я бы разводил овец».
«Овцы».
«Они молчаливы... и делают то, что им говорят».
«Так-так. Хорошо. Итак, только ты и куча овец. Романтично».

А Элли мечтала полететь в космос. Грогу, ау. 

Около той самой страшной реки, которую велели не переходить индейцы, Джоэла и Элли внезапно окружили всадники. Начался рутинный скандал. «Заражённые, незаражённые…» Оказалось у всадников даже был пёсик, который чуял заражённых. Хотя, скорее всего, это была акция устрашения. Как вариант.
Когда Джоэл сообщил отряду, что ищет брата, женщина на лошади, видимо, догадалась, кто он такой.



Так что через какое-то время, они триумфально, как кавалерия, въехали в небольшое поселение за высоким забором, и Джоэл наконец встретился с Томми. 
Такая печальная тень пробежала по лицу Элли, когда она увидела объятия Джоэла и Томми. Что-то отдалённо похожее на детскую ревность.

Поселение Джексон выглядело, как маленький зимний рождественский городок в какие-нибудь спокойные времена. Было ли это лишь картиной в духе Томаса Кинкейда, под которой кто-то спрятал монстров Босха, или жители действительно смогли устроить у себя более-менее коммуну, мы пока так и не узнали. Но в Джексон мы ещё вернёмся в будущем.

Встречу братьев несколько омрачил тот факт, что Томми тут настолько обжился, что завёл себе даму сердца, да, ту самую всадницу, Марию, и ожидал своего первого ребенка. Братья традиционно не любят невесток, так что Джоэл не сильно восхитился.
«То, что жизнь остановилась для тебя, не означает, что она остановилась для меня», — скажет позднее Томми.


Элли получила новую теплую одежду, помылась в горячем душе, и Мария её немного постригла, а потом отвела в кино. Во время стрижки Элли узнала то, о чём подсознательно догадывалась: у Джоэла была дочь, Сара. Это многое для неё поставило на свои места.

Кинематограф Элли не зашёл, она крутила головой по сторонам, увидела Томми, уходящего из зала, и, видимо, пошла за ним. И получила совершенно лишнюю информацию, которую трудно будет расслышать.



Брат Томми имел душераздирающую беседу с братом Джоэлом. 
Джоэл прочитал Томми страстный монолог. О том, что он стар и сед. О том, что он глух на левое ухо. О том, что у него панические атаки и плохие сны. О том, как он тоскует по Саре. О том, что он не справится с дорогой, и подведет Элли, которая ему вообще-то никто, и она ему сто лет не нужна. Вот только каждый раз, когда ему кажется, что ей угрожает опасность, ему становится плохо от страха.
Короче, «Томми, а не отвёз бы ты Элли сам». В Университет Восточного Колорадо.



Томми, наслушавшись позднего кризиса среднего возраста Джоэла, с большой неохотой согласился отвезти Элли в штаб Firefly. Джоэл действительно выглядел разбитым и физически, и эмоционально. Справедливости ради, Гэбриэл Луна тоже не помолодел с нашей последней встречи у Marvel.



Джоэл пошёл сообщать новость Элли, которая сидела на подоконнике и в недоумении читала дневник девочки из тех, старых, времён. О кино, о мальчиках, об одежде. Жизнь, которой у неё никогда не было и не будет. 

По её тону Джоэл понял, что она уже всё знает.
И далее разразился скандал с тезисами: ты мне никто, не смей говорить о моей дочери, завтра утром наши пути разойдутся, и прочая мужская фигня, от которой, думаю, зрители глаза позакатывали.
Но это было первое крупное эмоциональное столкновение Джоэла и Элли. Он, скорее всего, даже не понял, что орал сам на себя. 

«Все, кого я когда-либо любила, либо умерли, либо покинули меня. Все, кроме тебя», — в отчаянии сказала Элли.
Всё смешалось вместе: эта девичья комната, этот дневник, и этот мужчина по имени Джоэл, который так страстно убеждает её в том, что он не её отец, и она ему не дочь.



Всё время вспоминалась Санса Старк со своим бессмертным: «Дядя, пожалуйста, сядьте».
В итоге Джоэл громко хлопнул дверью, что, как известно, является одним из самых сильных признаний своей неправоты.

...Когда утром унылые Элли и Томми прибыли на конюшню, там их ожидал Джоэл, и, попрощавшись с Томми, они с Элли отправились в путь.
Дорога заняла пять дней, и они неплохо провели время, в болтовне, охоте, и приятных тихих вечерах у костра.
И наконец добрались до цели своего пути. До Университета Восточного Колорадо.



По территории университета бегали стаи беспризорных обезьянок, видимо, из лабораторий. Но все здания выглядели жутковато пустыми. В медицинском центре никого не было. Не было и никаких признаков штаба Firefly. Судя по найденной карте, все эвакуировались на запад, в Юту, в Солт-Лейк-Сити.

Но по территории, кроме обезьянок, бегали и мародеры, какой же приличный пустой городок без мародеров, и во время небольшой, но злобной стычки, Джоэла ранили ножом в живот.

Они с Элли успели сесть на лошадь и уехать, но, когда они уже оказались за территорией университетского городка, Джоэл наконец исполнил номер, который пытался исполнить с начала эпизода — он потерял сознание.
И Элли в ужасе осталась в одиночестве над его телом. 



И тут можно опять вспомнить Старков, но теперь Брана: «Вещи, которые мы делаем ради любви».




Little princesses



Элли удалось дотащить нехилую тушку Джоэла до ближайшего заброшенного дома.
Раненный очнулся и устроил драму: «Элли, уходи, уходи на север, к Томми…».
Джоэл вообще очень склонен к излишнему драматизму. 
Элли послала его подальше, потом добила взглядом, и в отчаянии вышла.



…И мы вернулись в КЗ Бостона, на несколько месяцев назад.

Эпизод LEFT BEHIND рассказывает о прошлом Элли, когда  она жила и училась в полувоенной школе. И о тех, кого она уже потеряла. 
Это очень красивый и пронзительный пересказ бонусной главы игры. 
И Белла, и Сторм Рид показали мастер-класс.

Что ж, у Элли в КЗ было что-то, похожее на свою комнату, с книгами, с постерами и рисунками на стене. 
И некоторыми проблемами с соученицами и педагогами.

Ее лучшая подруга Райли, сбежавшая три недели назад из школы, внезапно вернулась как-то ночью и сообщила, что примкнула к Firefly.
Райли вернулась, чтобы взять Элли на ночную прогулку по КЗ Бостона, и после лёгкого сопротивления, Элли согласилась.

...Они вели себя почти, как две обычные девочки, если обычные девочки гуляют по крышам, пьют вино, оставшееся от какого-то покойника, умершего от передоза, и спорят о FEDRA и Firefly.



Райли привела Элли к цели их ночного приключения — к заброшенному торговому центру. 
Как выяснилось позднее, ТЦ был её боевым постом в Firefly. Поэтому она смогла почти полностью иллюминировать здание.

И Элли впервые в жизни увидела «чудеса света», как их назвала Райли.  
Работающий эскалатор. 
Карусель с лошадками.  
Фотобудку. Фотографии, правда, не очень удались, но ведь фотобудка была уже очень немолода.
И зал с игровыми автоматами. Им даже удалось немного поиграть в любимый Элли Mortal Kombat, который постером висел у неё в комнате.



Взгляды, которые Элли кидала на Райли, были не вполне дружеские. Это сильно смахивало на юную влюблённость.

…Но Элли первая сказала, что пора уходить, потому что утром ей нужно было на занятия. Наверно, им надо было сразу и уйти.
На прощанье Райли подарила Элли вторую книгу каламбуров Ливингстона, ту самую, которой она потом стала пытать Джоэла.

Но потом Элли нашла бомбы, которые охраняла Райли. 
Они начали ссориться, и чтобы не усугублять, Райли сообщила, что это её последняя ночь в Бостоне: Firefly переводили ее в КЗ в Атланте.
Райли устроила эту ночь для Элли на прощанье.



Расстроенная Элли развернулась и ушла, немного заблудилась в ТЦ, и снова вернулась к Райли, чтобы забрать книгу. И они продолжили свой нервный разговор. 
Он получился грустным, отчаянным и безнадёжным. Райли пыталась объяснить, почему ушла к Firefly, но Элли не слишком верила в благостность их намерений, и не понимала, почему чужие люди оказались для Райли дороже, чем она.

Последним «чудом света», которое на прощанье подарила ей Райли, были танцы в хэллоуинских масках под "I Got You Babe" Этты Джеймс на каком-то стеклянном столе с подсветкой.



…И всё закончилось просьбой Элли: «Не уезжай» и почти невинным поцелуем в губы. 
И Райли внезапно согласилась остаться.
Были ли они в этот момент похожи на очень, очень юные версии Билла и Фрэнка? Может быть. Но их история оказалась на тысячу ночей короче.
Только одна хорошая ночь. 

Потому что откуда-то из недр ТЦ выполз сталкер, разбуженный шумом, и напал на Элли.
Им вдвоём как-то удалось его убить, но он успел укусить и Элли, и Райли. 



После того, как Элли разгромила в отчаянии то, что попалось под руку, девочки сели на пол и стали думать, что им с этим делать. 

«Как я понимаю, у нас есть два варианта. Один... мы выбираем легкий путь. Это будет быстро, безболезненно. Нет... Нет, первый вариант мне не нравится. Вариант второй... мы просто продолжаем жить.»

«О чем ты говоришь, Райли? Все кончено.»

 «Будет... но не сейчас. Для всех это рано или поздно заканчивается, верно? Некоторые из нас просто добираются туда быстрее, чем другие. Но мы не сдаемся. Будь то... две минуты... или два дня... мы не сдадимся. Я не хочу отказываться от этого. Мы можем просто быть поэтичными и дерьмовыми и сойти с ума вместе».



«А третий вариант?»

«Я сожалею, я так сожалею…» 

...Элли потеряла Райли в ту ночь. 

Но потерять ещё и Джоэла ей показалось невыносимым, чтобы там он не бормотал в полузабытье. 
Джоэл был последним, кто у неё остался в её четырнадцать лет. 
И она была уже не та девочка, которая каталась на карусели в ТЦ. Она уже пережила боль потери, и с неё хватило.



Так что она просто перерыла весь дом и нашла, чем зашить рану, подвергнув Джоэла принудительной операции под душераздирающую музыку Сантаолалья. 




Bambi



В детстве я читала «Бэмби» Феликса Зальтена, не мультфильм, а именно книгу. После фразы «Больше Бэмби никогда не видел свою маму», я прорыдала около двух часов. Это общее место: плакать по маме Бэмби.

Элли вряд ли читала книгу и точно не видела мультфильм. Так что она просто выстрелила в оленя и попала. Уроки стрельбы от Джоэла не прошли даром.



…В Сильверлейке, недалеко от того места, где Элли нашла заброшенный дом, жила группа людей, которую собирал в течении многих лет их предводитель, проповедник, бывший педагог Дэвид. Что-то вроде христианской секты, прости меня, Господи. 

Зима выдалась тяжёлой, и они были близки к голоду. Так что не буду откладывать эту новость как сюрприз: видимо, они в какой-то безвыходный момент, перешли на человеческое мясо. 

WHEN WE ARE IN NEED. Очень напряжённый, очень жёсткий и очень сильный полуфинальный эпизод.

«Случайностей не бывает», — сказал Дэвид.



Оставив бессознательного Джоэла, Элли пошла на охоту. Ей повезло с одной стороны — она быстро завалила оленя. С другой стороны, она столкнулась с Дэвидом и с его помощником Джеймсом. 

Так как она держала их обоих на мушке, ей удалось выторговать половину оленя на пенициллин. 
Пока Джеймс бегал за лекарством, Дэвид провёл с Элли первый сеанс. Мне откровенно лень пересказывать всю эту пафосную, самодовольную и омерзительную чушь, которую любят толкать проповедники-самоучки. Достаточно сказать, что на Элли это не сработало.



Но в беседе выяснилась одна крайне неприятная вещь. Люди Дэвида и были те самые мародеры, которые ранили Джоэла, и одного из которых он убил.
Так ситуация из плохой сделалась очень и очень плохой.

Пенициллин прибыл, но с тушкой Бэмби пришлось проститься, потому что Элли пришлось бежать.
Вернувшись к Джоэлу, она вколола ему пенициллин, и просто положила голову ему на грудь. В конце концов, ребёнок есть ребёнок. Слегка очнувшийся Джоэл пошевелил губами, но сказать что-то не хватило сил.



Утром Элли решила, что если она сядет на лошадь, то сможет увести людей Дэвида, которые вышли на их поиски, подальше от Джоэла. Уходя, она положила на грудь Джоэла нож и велела ему отбиваться, если кто-то придёт. 
План с лошадью провалился довольно быстро: лошадь подстрелили, а Элли схватили и заперли в клетке. 
Там-то она и узнала, что её новые знакомые — каннибалы. 



Между тем, пока Дэвид окучивал Элли в клетке, продолжая нести свой свет в массы, поисковый отряд нашёл дом, где лежал Джоэл. 
Но пенициллин всё-таки очень мощная вещь. 
Так что, когда один из парней практически приблизился к поимке Джоэла, он получил удар ножом. За ним правда прибежал второй, но и ему не повезло. Видимо, пенициллин решил стать адреналином к тому моменту. 
Через какое-то время, после пыток, Джоэл выяснил, где держат Элли, и безжалостно отправив на тот свет двух связанных мужиков, пошёл за Элли. 
Какие времена, такая и жизнь. Можно выразиться и точнее: «Не смейте трогать МОЕГО ребёнка, убью».



…Элли впервые в своей жизни оказалась в ужасе, который создают не грибы, а сами люди. И не всегда им для этого нужен апокалипсис. Достаточно иметь тьму в себе. 
Возможно, для нас проповедник-педофил — клише, но откуда об этом могла знать Элли. Она столкнулась с этим впервые в жизни. 

Когда Дэвид понял, что политпросвет не помогает, Элли решено было просто съесть, но лёжа на разделочном столе, она сообщила Дэвиду и Джеймсу, что заражена. Этот умный ход сработал на Джеймса, но не на Дэвида. 


Впрочем, Джеймс после этого прожил недолго, и откинулся от банального ножевого ранения, нанесенного Элли. 
Дэвид оказался более прытким. Элли удалось поджечь помещение, но Дэвид схватил её и решил, что здесь, в огне, самое время её изнасиловать. 
Возможно, ужас придал Элли какие-то потусторонние силы, и она смогла схватить нож, вырваться и наброситься на Дэвида…

Трудно сказать, сколько ножевых ранений получил Дэвид, и во что он там превратился, но остановиться Элли не могла.
Первый опыт убийства человека для Элли. Но рано или поздно это должно было случиться.



…Когда почти обезумевшая Элли, наконец вырвалась на свежий, морозный воздух, к ней сзади подошёл Джоэл, и она некоторое время просто орала на него… пока не поняла, что всё кончено, всё в порядке, она в безопасности.

…Это был первый раз, когда Джоэл обнял её и прижал к себе. 

Возможно, будучи совершенно ещё больным, он бормотал эти слова не только Элли, но и Саре, но это было уже неважно. Он сказал слово "baby girl" впервые за 20 лет.
А, кроме Элли, здесь не было другой девочки.



"It's me. Get... It's me. Hey... look. It's me... It's me. It's okay. He... It's okay. It's okay, baby girl. I got you. I got you. Okay."




Joel



Элли было несколько часов от роду, когда она услышала звук выстрела, убившего её маму. 
Ее звали Анна.
Анна отбивалась от заражённого и даже не заметила, как родилась девочка. Но Анну укусили. Она просидела одна с Элли несколько часов в старом доме где-то в лесу, пока туда не пришли Марлин с двумя парнями. Марлин, один из лидеров Firefly, была подругой детства Анны. Та самая Марлин, которая в начале сериала отправила Элли в медицинский центр.

Анна попросила Марлин убить её, и после пяти минут на муки совести Марлин её застрелила.



LOOK FOR THE LIGHT — финальный эпизод. Найти в нём свет можно и нужно, но, ох, как трудно.
Это почти полностью эпизод Педро. Ему пришлось сыграть все эмоции, какие есть на свете. 

…Джоэл и Элли добрались до своей цели, до Солт-Лейк-Сити.
Они немного поменялись ролями: Джоэл всё время говорил, а Элли почти не открывала рта. Она выглядела усталой и подавленной. Причина была в приобретённом по случаю ПТСР, и в том, что они с Джоэлом должны были расстаться.



В пустынном на первый взгляд, как и все города, Солт-Лейк-Сити, Элли неожиданно нашла нечто прекрасное — жирафов. Это на какое-то время вернуло нам прежнюю Элли.

А потом они начали разговор, который висел над ними, как топор. И это был только первый топор.
Джоэл предложил Элли забить на всё и вернуться к Томми, в Джексон, но Элли ответила ему:
«Я знаю, ты хочешь защитить меня. И ты можешь. И когда мы закончим, мы пойдем, куда ты хочешь. Томми, овечье ранчо, Луна. Я пойду за тобой куда угодно. Но в этом нет половинчатого пути. Мы должны закончить то, что начали».



Ах, Элли.

Чуть позднее, когда они присели где-то, и разговор свернул на старый шрам Джоэла на виске, он рассказал ей, кто по нему промахнулся. 
Он сам.
Это было на второй день после гибели Сары.
Признание давалось ему тяжело. Но Джоэл стал спокойно произносить имя Сары.
«Что ж, я рада, что ничего не вышло», — сказала Элли, когда Джоэл закончил свой  тягостный рассказ.
«Я тоже», — ответил Джоэл.



…Когда они подходили к зданию больницы, на них неожиданно напали.
Очнувшись, Джоэл увидел Марлин. Что ж, они действительно наконец добрались.

И на этом приятная часть эпизода резко закончилась. 
Марлин сообщила Джоэлу суть операции, которая предстояла Элли. Кордицепс, видимо, живёт в Элли с рождения, заражённые думают, что она одна из них, и поэтому Элли не восприимчива. Кордицепс надо вырезать из Элли, и сделать из него вакцину. 
Вот так, по-деловому, с каменным лицом отрапортовала Марлин.



«Но он живёт в мозгу», — сказал Джоэл.

На что Марлин ответила, что Элли хотела бы спасти человечество. 
Вот за что все любят революционеров: они всегда думают о человечестве, но так редко о людях.
Так что Джоэл отреагировал адекватно: начал орать на Марлин. На что, на что, а на человечество ему было всегда плевать. Потерять вторую любовь своей жизни? Ну, нет.

Марлин вызвала охрану и приказала Джоэлу покинуть город. 

У меня только один риторический вопрос к Марлин: а что бы сказала Анна? «Конечно, дорогая, убей моего ребёнка ради спасения человечества». Ведь матери обычно так и говорят. 
Марлин не сможет ответить. Не судьба.



Я не буду вдаваться в подробности, но, скорее всего, от группы Firefly в Солт-Лейк-Сити не осталось ничего.  Джоэл в самом буквальном смысле шёл к операционной по трупам. Он чем-то напомнил дона Румату в конце «Трудно быть богом».
Заодно погиб геройской смертью хирург, посмевший сказать Джоэлу: «Я её не отдам».

В подземном гараже больницы Джоэла с бессознательной Элли на руках, настигла Марлин.




Возможно, она была права в том, что надо было учитывать и желание Элли, и что, возможно, Элли согласилась бы пожертвовать собой, но нет, это не сработало, и Джоэл, выслушав её доводы, выстрелил.
Но только ранил.

И когда Марлин попросила не добивать её, Джоэл ответил: «Ты просто придёшь за ней».



…Элли очнулась от наркоза в машине, не понимая, что она здесь делает, в странной рубашке. 

Что оставалось Джоэлу? Он начал издавать художественный свист, суть которого сводилась к тому, что Firefly провели масштабное исследование и выяснилось, что ничего с вакциной не выйдет. А на больницу кто-то напал и пришлось бежать. Вышло так себе правдоподобно. 
На вопрос Элли, в порядке ли Марлин, Джоэл ответил: 
«Я отвезу нас домой. Мне жаль».



Так что Элли всё поняла и отвернулась, чтобы в зеркало заднего вида Джоэл не увидел её лицо. 

Они добрались до Джексона. 
Но несмотря на сильнейшую привязанность и обретённую любовь, которую они испытывали друг к другу, оба, и Элли, и Джоэл, чувствовали, что то, что лежало теперь между ними, было, наверно, хуже, чем их раннее неприятие друг друга. 
Потому что теперь они были друг для друга всем, и ложь давила сильнее, чем когда-либо.


И то, что Джоэл беспрерывно болтал, а Элли почти всё время молчала, это, знаете ли, выглядело намного хуже первой версии их отношений. 
Но то, как он старался её разговорить и развеселить, движимый чувством вины, почти разбивало сердце.

Опять Бран? «Вещи, которые мы делаем ради любви». И, вы не поверите, но это была первая фраза, которую я увидела, когда открыла обзор финала в TVLine. 

Как бы то ни было, покажите человека, который скажет, что Джоэл сделал неправильный выбор. 



Они стояли на холме, глядя на городок внизу, и Элли начала рассказывать о том, как ей пришлось убить Райли там, в ТЦ. И что она чувствует вину и за смерть Райли, и Тесс, и Сэма, и когда Джоэл начал её успокаивать обычными истинами, Элли перебила его: 
«Поклянись мне. Поклянись мне, что все, что ты сказал о Firefly, правда».

«Клянусь», — ответил Джоэл. 
А что он мог ответить, под страхом потерять её доверие?

Но лицо Элли. Она лишь убедилась в том, что он лжёт, но, наверно, понимая, ради чего всё было совершено, Элли просто сказала: 
«Ок».
И экран погас.



Что ж, мы прошли с Джоэлом и Элли эту часть дороги. Элли начала её как «груз» и закончила как «baby girl». Джоэл начал её, как озлобленный мужчина, намертво запертый в своём горе, и закончил, как человек, получивший второй шанс и «baby girl».

Белла и Педро, Крэйг Мэйзин и Нил Дракманн, и музыка, музыка Сантаолалья, все они подарили нам совершенно незабываемый опыт. 
Игра? О, надеюсь, геймеры в порядке с шоу. Но какая разница нам, никогда не игравшим? Если бы никогда не было игры, а только сериал, разве он стал бы от этого хуже хоть на чуть-чуть? Вообще ни разу.



Это история обретения. В самом тёмном времени бывает какой-то просвет. Что-то, ради чего стоит жить. Джоэл и Элли получили это «что-то». 
Но всё самое сложное ещё впереди. 
И дорога ещё не закончилась. 
И, к сожалению, мы уже знаем, чем она закончится.

И, вы не представляете, как трудно подавить в себе желание написать «таков путь»



Джоэл, который смотрел, как Элли кормит жирафа. 

И Элли, которая сказала: «And when we're done, we'll go wherever you want. Tommy's, sheep ranch, the moon. I'll follow you anywhere you go» .




Comments

Popular posts from this blog

Palazzo

One Flew Over the Squirrel's Hollow

Peter Pan and Stella