Sound of a Blossom Falling

"The sound of rain on the leaves can be heard."
"Still more fragile is the dew of tears on my sleeves even in springtime.
Waiting, the pine tree never withers in winter."
"If I could use words like scattering flowers and falling leaves, what a bonfire my poems would make."

Mariko & Toranaga

THE ABYSS OF LIFE — SHŌGUN/将軍


В этой истории прекрасно всё, но самое лучшее — финал. И в романе Джеймса Клавелла, и в сериале. Возможно, это вообще один из лучших финалов в литературе. 



Почти все основные персонажи умерли. Остались они двое, новый сёгун Японии Ёси Торанага и английский шкипер, Миура Андзин, Джон Блэкторн. У них впереди оставалось ещё много лет жизни, и, что самое странное, лучшей части их жизни. Всё самое плохое они уже пережили.

И то, как они поклонились друг другу на последних минутах сериала, совершенно бесценно. 

Выжил, как ни странно, Тода Бунтаро, которого впереди ждала ещё очень длинная жизнь, почти полвека. И выжила милая девушка Фудзи, которая так хотела умереть.


Шкипер никогда уже не вернётся домой, в Англию. Не потому, что сёгун его не отпустит. А потому что в этом уже не будет никакого смысла. Теперь Япония — его дом. Его карма остаться здесь навсегда.

A DREAM OF A DREAM, так называется финал. Мечта о мечте. Вся наша жизнь, как правило, мечта о мечте.

Дальнейшая жизнь, сёгуна и Андзина, останется за кадром. Джеймс Клавелл поставил точку в нужном месте. Да, это то, что называют открытый финал. 

Но закрытый финал только один — смерть. А они выжили.

Стихотворение Марико, которое закончит леди Отиба: "Flowers are only flowers because they fall. 
But thankfully, the wind."


SHŌGUN — лучшее, что случилось с телевидением в этом году или в десятилетии. Или когда-либо.

FX и Disney+ сняли беспрецедентно прекрасный исторический сериал на абсолютно неактуальную по нашим временам историю из жизни неактуальной страны. Кому сейчас не пофиг на объединение средневековой Японии?

Но два месяца мы этим жили. Конечно, не объединением Японии, а этими людьми. 

Не имеет смысла пересказывать здесь всю историю. Есть роман Клавелла, переведённый на все языки. Есть два сериала — посредственный и упрощённый 1980 года, и блистательный и интеллектуальный, который только что закончился.

В нём хорошо всё: тонкая и бережная адаптация романа, отличные актёрские работы, потрясающие красивые, изысканные съёмки, блестящие диалоги, пронзительная музыка, о, дорогой Аттикус Росс, и вы здесь. Etc., etc. 

Креаторы шоу, Рейчел Кондо и Джастин Маркс, проделали просто магическую работу, чтобы адаптировать тысячу страниц книги.

Они не повторили опыт предшественников, ориентирующих свой сериал на европейско-американского зрителя и поставивших Блэкторна в центр сюжета.

Здесь Джон всего лишь наблюдатель. Как и в романе. 

Здесь, в основном, говорят по-японски. И мы все здесь всего лишь наблюдатели. Но мы вовлечены так, как будто от того, как всё разрешится, зависит и наша судьба. 

Морально-этические вопросы — что ты сделаешь, чтобы получить власть — оставим наивным людям. Не нам судить Торанагу. «Какую реальную ценность имеет титул? Власть – единственное, что важно». 

Что касается остальных, кто в этом участвовал, что ж, у них был выбор. У Марико, у Ябусиго, у Тоды Хиромацу, у Фудзи, у Тоды Бунтаро. У Исидо. 

Последний разговор Торанаги с Ябусиго. Добро и Зло всё же так относительны, что на секунды забывается, кто из них двоих больше виновен в гибели Марико. И всё же в ту ночь Ябусиго сделал неправильный выбор.

Блэкторн, скорее всего, единственный, у кого, по сути, нет никакого выбора. Оказался ли бы он в это время в Японии или нет, это ничего бы не изменило в политическом раскладе. И даже в жизни той, которая его любила.

Как ни странно, все эти, казалось бы, абсолютно чуждые обычаи, практически инопланетные, они не напрягают, они, скорее, вызывают восхищение. 

Эта их несгибаемость. Честь. Даже предательство совершается с честью. Даже измена мужу.

И только один человек кажется похожим на европейца по своей ментальности и по полному пренебрежению этикой. Ёси Торанага. Возможно, поэтому он был привязан к Андзину. 


Средневековая Япония. Предки Фрейда в далёкой Европе ещё даже не познакомились друг с другом. И эти слова Марико про восьмеричный забор, когда она пытается хоть что-то втолковать Джону.

«Знаете ли вы, что такое «Восьмеричный забор»? С самого детства нас учат строить это внутри себя. Непроницаемая стена, за которую мы можем отступить, когда захотим. Вы должны научиться слушать, но не слышать. Например, вы можете слушать звук падающего цветка или звук растущих камней. Если вы действительно это слышите, то все вокруг исчезает.

Не дайте себя обмануть нашей вежливостью, нашим оружием, нашим лабиринтом бесконечных ритуалов. Подо всем этим мы можем находиться очень далеко от вас. В безопасности. И в одиночестве».

Это, наверно, главное, что нужно знать о персонажах. Они закрыты. Мы понятия не имеем, что они думают и чувствуют. В большей степени это относится, конечно, к Торанаге.

Но даже любовь Марико к Джону проявляется настолько максимально сдержанно, насколько это вообще возможно. 

И только Блэкторн весь распахнут. Мы привыкли без заборов всё вываливать на первого встречного. И так было всегда. Джон не исключение. 

Банальная истина, что одноразовый секс — это просто секс, в сериале получает очень весомое опровержение от Кику, умной и очаровательной гейши из деревенского чайного домика.

«Большинство приезжает сюда, чтобы спастись от скуки или боли, невзгод или разочарования. Они верят, что это место предназначено для физического удовольствия... и так оно и есть. Но это может быть нечто большее. Люди, которых я здесь встречаю, хотят быть где угодно, только не там, где они находятся. Я предлагаю им избавиться от этого. 

...И безопасность, чтобы создать один идеальный момент, которым вы захотите полностью насладиться. Сосредоточьтесь на том, чего вы желаете. Я прошу вас быть сейчас только со мной».

В наши ханжеские времена это звучит просто, как глоток свободы.


Все актёры играют на пределе своих возможностей. И если может показаться, что Космо Джарвис выбивается своей неуклюжестью и неуместностью, то это ведь так и задумано. Блэкторн и должен выбиваться, на то он и чужеземец, «варвар», как почти все его называют. И, строго говоря, именно таким он и кажется на фоне безупречно воспитанных японцев.

Хироюки Санада, Анна Саваи, Таданобу Асано, Такехиро Хиро, и, на самом деле, любой актёр, который появляется на каких-нибудь три-пять минут, все абсолютно прекрасны. 

И это кажется так странно, что теперь, когда всё закончилось, останется тоска по средневековой Японии, но и несколько раз перечитываемый роман оставлял такое же чувство. 

Какое-то манящее очарование. И нет, это не вопрос экзотики. Это, скорее, склонение головы перед культурой, которая существовала параллельно нашей тысячу лет, и была более чем самодостаточна. И если сейчас нам кажется, что они перешли на наши правила, то это очень большое заблуждение. Они лишь взяли то, что им показалось удобным и для них. 



“Leave the problems of God to God and karma to karma. Today you’re here and nothing you can do will change that. Today you’re alive and here and honored, and blessed with good fortune. Look at this sunset, it’s beautiful, neh? This sunset exists. Tomorrow does not exist. There is only now. Please look. It is so beautiful and it will never happen ever again, never, not this sunset, never in all infinity."

James Clavell, "Shōgun"



Собственно, это всё. Это небольшое эссе, скорее, дань восхищения, чем рецензия. И, наверно, самый короткий обзор в блоге на такой большой и обстоятельный сериал.

Но всё остальное осталось за восьмеричным забором. 



Popular posts from this blog

Palazzo

One Flew Over the Squirrel's Hollow

Peter Pan and Stella