Ohio Was Real



“Here we go round the prickly pear

Prickly pear prickly pear

Here we go round the prickly pear

At five o'clock in the morning.”


T.S. Eliot, ‘The Hollow Men’
Это, в основном, о мёртвых. Так уж случилось. Локи. Вижен. Наташа.

И это эссе. Поэтому здесь не будет ничего внушительного. Ни разбора полётов актёров, креаторов, сценаристов и т.д. Ни длинных и серьёзных экскурсов в марвеловедение, ни попыток глобально свести концы с концами, ни упоминания миллиона пасхалок. 

И это, в основном, о жизни. В её старомодном смысле, если вы понимаете, о чём я. И если вы продолжаете читать, значит, вы всё это посмотрели. Иначе просто не имеет смысла.




Два сериала и один фильм. WANDAVISION. LOKIBLACK WIDOW.

Что их объединяет, кроме того, что все главные герои — члены одной, местами дружной, компании. The Avengers. Мстители. Или их близкая родня. 

Если очень коротко и не слишком глубоко, то сюжеты выглядят вот так:

WANDAVISION — история о том, какие разрушительные последствия может принести ПТСР от потери любимого. Разрушительные в прямом смысле.

LOKI — love story с самим собой. Но даже такая любовь может навсегда изменить вас. И мир. Тоже в прямом смысле, кстати.

BLACK WIDOW — детство в том загородном доме, в американской глубинке, всё же было настоящим, как оказалось спустя 25 лет. Чем-то похожим на детство Пейдж и Генри Дженнингсов

В общем, во всех случаях мы имеем дело с серьёзным экзистенциальным кризисом. Все потерялись в своём одиночестве. 

И если оба телешоу можно назвать совершенным, блестящим телевидением, а это случается с сериалами совсем нечасто, то фильм о Наташе Романофф получился просто очень хорошим. Может быть, не самым лучшим фильмом Marvel, но тёплым и нежным. И точно самым печальным. Потому что фактически это был некролог.




Вопрос, который не даёт покоя. Ванда хотя бы минуту была счастлива в Вествью? Когда была звездой своих любимых с детства ситкомов Дика Ван Дайка? Когда Вижен приходил с работы домой? Когда они ложились спать, и эти проклятые ветки стучали в окно? Когда внезапно родились мальчики? Она хотя бы немного расслаблялась? Или она постоянно испытывала эту боль, которую вместе с ней чувствовали все жители Вествью.

Помните, как Ванда говорит «Нет»? Мгновенье, и она весёлая домохозяйка, хлопочущая по дому, но через секунду лицо становится замкнутым, холодным, жёстким, как там, в Саковии, когда мы её встретили впервые, и она говорит ледяное: «Нет». И мир вокруг неё мрачнеет.



А вот Локи был счастлив. Немного на Ламентис в ожидании конца света. Немного в Пустоте под зелёным одеялом. Несколько секунд во время прощального поцелуя.

А Сильви? Да. Немного на Ламентис в ожидании конца света. Немного в Пустоте под зелёным одеялом. Несколько секунд во время прощального поцелуя.

Наташа, наверно. Когда поняла, что какая-никакая, но они, четверо, всё-таки семья. Вопреки всему. 



Вопрос выбора.

Если бы Ванда не нашла в машине документ о покупке дома. Если бы не поехала в Вествью, штат Нью-Джерси, посмотреть на купленный Виженом участок. То что? Алая Ведьма просто проявилась бы позднее. В любом случае, то, что случилось, не было осознанным выбором Ванды. Это был один огромный, поглотивший её и Вествью со всеми жителями, сильнейший стресс. Но стресс самой мощной в мире ведьмы выглядит не совсем привычно.




Локи цапнул тессеракт. Этот выбор следует назвать не «осознанным», а типичным. Типичным для Локи. Потрогать и полизать, а если получится, и укусить. А дальше случилось то, что случилось. Помнится, у этого явления есть название. А, да, the Fate. 

Другое дело Сильви. В самом конце у неё было несколько минут на подумать. Но всё дело в том, что она не захотела думать. Локи изменился под воздействием любви. На этом месте мне пришло в голову, что прежний Локи расхохотался бы над этой фразой. И, возможно, его скептицизм был бы вполне уместен. Тем не менее, он всё же изменился. Да, формально он полюбил самого себя, но простите, мы всегда любим не кого-то, а самих себя в ком-то. Мы редко любим реального человека, мы любим своё представление о нём. Так какая разница, себя, не себя.

Но проблема оказалась в том, что Сильви не изменилась. Не поверила Локи, не простила TVA, не захотела подумать до, а не после. А потом, когда было уже очень-очень-очень поздно, сидя в одиночестве на полу, смогла вдоволь поразмышлять о содеянном. Ну, так это выглядело со стороны. Вполне возможно, она просто думала о Локи.




Что запомнилось сильнее всего.

Момент, когда Ванда навсегда покидает Вествью. Жители города молча провожают её взглядами. Конечно, им хочется её задушить, растерзать, расцарапать и так далее. Но они стоят и просто смотрят. Дело не только в том, что они её всё ещё боятся. Дело в том, что они её понимают. Ведь вся та безнадёжная боль отчаяния, которую испытывала она, передавалась и им, её эмоциональным рабам. Они знают, что сейчас она уйдёт из города, а они вернутся в свои дома, к своей прежней жизни, к своим семьям, к своим детям. Но Ванде некуда идти и не к кому возвращаться. Всё, что можно потерять, потеряно. Родители, Пьетро, Вижен, мальчики. И они просто стоят и смотрят, как Ванда уходит. Они невероятно злы на неё, и одновременно им её невероятно жаль.

И, конечно, конечно, прощание с Виженом. "We have said goodbye before, so it stands to reason..." — "We'll say hello again."




Локи с совершенно опустошённым несчастным лицом. Ему казалось, там, минут пять назад (или сколько?), что всё ещё возможно, что впервые в жизни можно получить шанс на что-то, о чём он даже никогда не просил. О том, что было у его отца, матери и брата. Но не у него. Ах, этот поцелуй под безумно прекрасный трек Stop Натали Холт. Но Сильви сделала совершенно, совершенно неправильный выбор. Именно такой, какой сделал бы другой ... вариант Локи. И всё закончилось. А ещё через несколько минут он узнает, просто опунция на торте, что лишился своего первого в жизни друга.

И ещё двое на холме под одеялом. These two, которые вообще без понятия, о чём обычно говорят влюблённые, и пытаются очень осторожно выяснить это друг у друга. Ну, можно обсудить зелёное одеяло, в конце концов.



Алексей, который поёт Елене её любимую "American Pie" Дона МакЛина. Жилетка, в которой много-много удобных карманчиков. Мы помним эту жилетку, она была одета на Наташе тогда, когда всё закончилось.

Удалённая из окончательного монтажа сцена, когда Наташа, незадолго до своей гибели, приезжает в Огайо, посмотреть на дом, в котором они жили.

Елена со своим первым собственным псом. Но Нат не отзывается на её свист на кладбище. Всё, что осталось — каменная плита. «Natasha RomanoffDaughter, Sister, Avenger».  Без вариантов. Во всех смыслах слова «вариант». 



Наверно, Ванда выиграла бы почётный титул «Самый несчастливый Мститель». А Вижен, наверно, нет. Он умирал на руках у своей любимой и даже не один раз, получив от своей жизни намного больше, чем он мог рассчитывать. И там, в Вествью, воссозданный воображением Ванды, он был, скорее всего, почти счастлив. До момента понимания.

Может быть, надо было дать ей ещё немного ... поиграть? Да, это звучит совершенно бесчувственно по отношению к жителям Вествью. Но еще немного, хотя бы ещё один день.



Локи все свои несчастья за всю свою тысячелетнюю жизнь, создавал себе сам. Вкладывая весь свой огромный энтузиазм вкупе с недюжинным потенциалом. И даже своё самое последнее и, возможно, самое болезненное несчастье он, в каком-то смысле организовал себе сам. Не успел найти единственно правильных слов. А их всего-то три. Не так уж и трудно для бога.



Сильви больше похожа на Ванду. Маленькую девочку вырвали из её таймлайна и превратили в вечного беглеца. Поверить за несколько минут, что жизнь может быть другой, если возможность отомстить за всё сидит через стол от неё? Она не может отказаться от искушения. Но все разговоры о сладости отмщения невероятно переоценены.

У Наташи была очень разная жизнь. В ней было всё. И, в конце концов, она могла просто разрешить Клинту прыгнуть. Но это была бы история про другую Наташу.




Кажется, в конце нужен какой-нибудь, желательно вменяемый, вывод. Что ж.

Вествью был настоящим. Дом, счастливая жизнь с Виженом, дети. Это то, что всегда будет будет помнить Ванда. Для неё это была реальная жизнь.

Любовь к Сильви, о, Мёбиус, не надо про «нездоровые отношения», была настоящей. Возможно, самым настоящим, что было в жизни Локи. 

Алексей и Мелина всё же любили девочек, как умели, а Елена была вполне реальной младшей сестрёнкой. "It was real to me, too." Так что жизнь Наташи в Огайо была настоящей. 



Хорошо рассказанные и великолепно показанные истории не требуют полного анамнеза. Их хочется рассматривать и пересматривать, но вовсе не потрошить в длинных обзорах, как гусей на Рождество. Ну и, конечно, это чистое совпадение, что судья Равонна Ренслайер родом из Огайо.



Мы ещё увидим Ванду. Но уже postVision. 

Мы увидим Локи и Сильви. Он должен её найти, чтобы разобраться в себе... обоих. 

Мы не увидим Наташу, но мы уже попрощались с ней два года назад, и сейчас это было просто хорошее воспоминание. 

"For all Time. Always." 



Вествью. Ламентис. Огайо. 

До чего же безумная выдалась поездка. 



Актуальные обзоры и новости в telegram-канал BEATRICE'S CINEMA



Comments

Popular posts from this blog

Peter Pan and Stella

Palazzo

The Wind that blows between the Worlds