Tuesday, April 15, 2014

Rita Hayworth and THE SHAWSHANK REDEMPTION



«Я надеюсь, что пересеку границу и пожму руку своему другу. Я надеюсь, что Тихий океан — такой синий, каким он был в моих снах» (Рэд, «Побег из Шоушенка»)

Рита Хейворт была одной из самых культовых суперзвезд Золотого века Голливуда. Она была сказочно красива. Она была замужем за легендарным режиссером Орсоном Уэллсом и пакистанским принцем Али Ханом. Любовь фанатов к ней была безгранична. В 1945 году техник военных самолетов в знак своей любви написал ее имя на одном из снарядов. Это была бомба, которая упала на Хиросиму. Рита Хейворт ненавидела, когда при ней заговаривали об этом. Но в 1982 году другой фанат решил увековечить имя Риты и написал повесть «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка». Фаната звали Стивен Кинг.

Хейворт уже не смогла оценить этот подарок — она умирала на Манхэттене в апартаментах кооператива «Сан-Ремо» от болезни Альцгеймера. И ей не повезло увидеть фильм, возглавляющий Топ 250 на IMDb — «Побег из Шоушенка». Но мы-то знаем, что побег состоялся благодаря ей, ведь так?


«Старая жизнь сметена в одно мгновение, и ты рождаешься вновь. Начинается адский холод, и впереди остается только время. Большинство новичков сходят с ума в первую ночь. Они начинают кричать, осознавая свое будущее. Это происходит всегда. Вопрос только в том, кто будет на этот раз».

1947 год. Суд штата Мэн слушает дело по обвинению вице-президента местного банка Энди Дюфрейна в убийстве жены и ее любовника. Несмотря на то, что улики косвенные, и обвиняемый отрицает свою вину, Дюфрейна приговаривают к двум пожизненным заключениям. Его отправляют в самую страшную тюрьму в Новой Англии — в Шоушенк.


Директор тюрьмы Сэмюэл Нортон проводит жестокую политику по отношению к заключенным, являясь по сути диктатором, а не директором. Энди отправляют работать в тюремную прачечную. Вскоре он заводит знакомство с заключенным Эллисом Бойдом Рэддингом по кличке Рэд. У Рэда за долгие годы заключения в Шоушенке не только выработался философский взгляд на мир, но и образовались полезные каналы связи, через которые ему нелегально передают необходимые вещи. Энди заказывает Рэду молоток для камня и большой плакат с Ритой Хейворт, чтобы украсить камеру.
Директор тюрьмы и охранники используют познания Энди в банковском деле в своих целях, и это помогает Дюфрейну выпутаться из ряда тюремных конфликтов. Проходит 20 лет, 20 лет в Шоушенке...


Режиссер и продюсер Фрэнк Дарабонт выкупил права на экранизацию повести «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» у своего друга Стивена Кинга в 1983 году, но только в 1987 году начал подготовку к съемкам. Режиссер Роб Райнер предложил свои услуги и финансирование.Райнер планировал пригласить на роль Энди Тома Круза, а на роль Рэда — Харрисона Форда. Но Дарабонт в итоге решил снимать фильм сам.

На роль Энди он без долгих раздумий пригласил Тима Роббинса. Кастинг на роль Рэдапроходил мучительно, и в итоге роль ирландского заключенного, сидящего в Шоушенке с 1927 года, сыграл, наверно, самый крутой «ирландец» Голливуда Морган Фримэн. Как мы помним, на вопрос, откуда у него прозвище «Рэд» («рыжий»), герой Фримэна невинно отвечал:«Может быть, это потому, что я ирландец».


Роль директора Сэмюэля Нортона получил Боб Гантон. За кинокамеру встал любимый оператор братьев КоэновРоджер Дикинс. Музыку написал композитор Томас Ньюман, начав свою эпопею двенадцати номинаций на «Оскар».

Роль Шоушенка, тюрьмы в штате Мэн, сыграла старая тюрьма штата Огайо, которую во время съемок заодно и хорошо отремонтировали.


«Побег из Шоушешка» вышел на экраны США 23 сентября 1994 года ограниченным прокатом. Мало того, когда через месяц его пустили в широкий прокат, он едва набирал свою аудиторию. Сейчас в это верится с трудом, но фильм тогда едва окупил свой бюджет в $25 млн, собрав в мировом прокате $28 млн. Легендой он стал чуть позже, когда лента вышла на VHS, обретя славу самой популярной картины для домашнего просмотра и рекордсмена показов по телевидению.

Киноакадемия оказалась прозорливее зрителей: фильм получил семь номинаций на «Оскар»: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль» (Морган Фримэн), «Лучший адаптированный сценарий» (Фрэнк Дарабонт), «Лучшая работа оператора» (Роджер Дикинс), «Лучший звук», «Лучший монтаж», «Лучший оригинальный саундтрек» (Томас Ньюман). Но ничего не выиграл.«Побег из Шоушенка» был назван читателями журнала Empire «Лучшим фильмом 90-х годов прошлого века» и попал на четвертое место в список «500 величайших фильмов всех времен» того же журнала.


Строго говоря, картина не стала кинематографическим открытием. Мы просто любим этот сюжет, потому что эта история чертовски хороша. К тому же нам ее поведали отличные рассказчики — мистер Стивен Кинг, Френк Дарабонт, который начал этим фильмом свою биографию блистательного рассказчика. И, конечно, Морган Фримэн, от лица персонажа которого идет рассказ.
Рита Хейворт? О, она появится в фильме не только на плакате. Заключенные будут смотреть на киносеансе лучший фильм с ней в главной роли — «Гильда». Она — полноправный герой этой истории.


«Надежда — опасная штука. Она может свести человека с ума. Здесь надежде не место. И ты лучше привыкни к этой мысли»
Так почему мы так любим этот фильм? Потому что нам безумно нравится сама идея того, что систему можно обвести вокруг пальца. Особенно, если система неправа. «Побег из Шоушенка» — это аллегорический рассказ о том, как поддержать чувство собственного достоинства, которое находится в безнадежном положении. Цельность Энди, которую он сохраняет на протяжении 20 лет, является самой важной темой в сюжетной линии. Потому что это качество особенно важно в тюрьме, где цельность характера сохранить так сложно.


И внутри нас все переворачивается наизнанку от слов Рэда на его последнем слушании о досрочном освобождении: «Раскаиваюсь ли я в том, что сделал? Я каждый день сожалею об этом. И не потому, что я здесь, и не потому, что я должен сожалеть. Я вспоминаю, каким я был тогда. Молодой... глупый парнишка, совершивший это страшное преступление. Я бы поговорил с ним. Я бы попробовал что-то растолковать ему, объяснить, как устроен мир. Но я не могу этого сделать. Того паренька уже нет. А этот старик — все, что от него осталось. И мне придется жить с этим. Перевоспитался? Какое-то глупое слово».


Для каждого из нас существуют свои важные моменты в этом фильме. И каждый раз, когда пересматриваешь его, находишь что-то еще более важное, чем при предыдущем просмотре. Так, как будто фильм — абсолютно бездонный. И, когда он заканчивается, мы вдруг понимаем, что два с лишним часа не могли перевести дыхание.

Давайте переведем дух, потому что следующая остановка — «Зеленая миля».


«Дорогой директор, вы были правы. Спасение лежит внутри»

Published 2014.04.14 http://lostfilm.info/news/id20819/#1547

No comments:

Post a Comment