Play It Again and Again



"Весь мир рушится, а мы выбрали это время, чтобы влюбиться».

У каждого свой любимый момент в фильме «Касабланка». Кому-то нравится сцена, когда Ильза говорит свое знаменитое: «Сыграй это снова, Сэм». Кто-то проживает заново прощание Ильзы и Рика в аэропорту. Кто-то любит пафосную сцену пения «Марсельезы».

А все-таки лучше всего получился последний кадр — Рик и капитан Луи Рено уходят в туман по взлетной полосе… Мужчины без женщин. «Луи, думаю, что это начало прекрасной дружбы».



Касабланка 1942 года, контролируемая коллаборационистским правительством Франции из Виши. Американец Рик, казалось бы, равнодушный к войне и вообще проявляющий цинизм по отношению ко всему на свете, содержит один из лучших ресторанов города — «У Рика». Там собирается местная власть, беженцы со всех концов Европы, богатые жители города. Кажется, что война где-то далеко. Напитки льются рекой, играет прекрасная музыка, радуются жизни красивые нарядные женщины…

Но однажды в ресторан заходит прекрасная блондинка со спутником. И все меняется. Мужчине нужны документы и возможность покинуть Маррокко, потому что его разыскивают нацисты. А его девушка… Ильза — бывшая девушка Рика, с которой они жили до войны в Париже. Но теперь она с другим. «Столько пивнушек разбросано по всему миру, а она выбирает мою». Так начинается вечная история — любовный треугольник на фоне конца света.




Это был очередной плановый фильм студии Warner Brothers. От него ничего не ждали, на него не делали никаких ставок. Студия даже отказалась приглашать кинозвезд.

Но другие звезды — те, что на небе — иногда светят очень странно. Или карты ложатся так, как им вздумается.

Исполнителя роли Рика, одного малопопулярного актера по имениРональд Рейган, заменили другим, тоже не очень известным — Хамфри Богартом. На роль Ильзы пригласили молодую актрису, шведку Ингрид Бергман. Исторический расклад получился такой — исполнители главных ролей стали культовыми суперзвездами, а пострадавшее от студии лицо — президентом США.

Посредственного режиссера заменили на знаменитого европейского — венгра Майкла Кертица. На остальные роли пригласили много европейских актеров, которые в то время находились в эмиграции в США —Виктора Ласло, спутника Ильзы, сыграл немец Пауль Хенрид. Наверно, самым именитым актером в этом фильме оказался Клод Рэйнс (капитан Луи) — у него уже была номинация на «Оскар».

В итоге, к собственному удивлению, «Уорнеры» сняли фильм, который стал легендой мирового кинематографа. «Касабланка» получила восемь номинаций на «Оскар», три из которых —«Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий» — были выиграны. Но все только начиналось.

Шли годы, а популярность «Касабланки» только росла. Мы не будем перечислять все топы, в которые занесен фильм, потому что он значится почти во всех, и в каждом — ближе к вершине. Но стоит отметить, что все попытки снять ремейк заканчивались отступлением на заранее заготовленные позиции. Должно же быть хоть что-то святое.

Есть ли в «Касабланке» какой-то секрет? Нет никакого секрета. Просто женщина по имениИльза в исполнении сногсшибательной Ингрид Бергман подходит к роялю и просит Сэма(Дули Уилсон) сыграть ту песню... И Сэм неохотно, потому что хозяин ресторана будет очень недоволен, начинает играть "As Time Goes By". Из темноты появляется действительно очень недовольный Рик...





В этой истории нет ничего необычного. Просто она очень хорошо рассказана, а текст сценария написан настоящим литературным языком. Богарт и Бергман были просто невероятны в 1942 году. И спустя 70 лет они все еще не потеряли своего шарма. И, скорее всего, спустя еще 70 лет, они будут так же хороши.

Дело даже не в той химии, которая возникает между главными героями. Главная химическая реакция случается между экраном и зрителями: мы влюбляемся в «Касабланку» каждый раз заново, как будто она — наша первая любовь. И мысленно просим Сэма: «Сыграй это снова». И снова...




Сколько раз не пересматриваешь фильм, там, в аэропорту, в тумане, ты смотришь на лицоБергман и ждешь альтернативного финала. Но когда наступает традиционный финал, становится понятно — он чертовски хорош. Это правильно — хорошая история не должна быть рассказана до конца. Она должна оставлять вопрос. И давать надежду: может быть, когда-нибудь, после войны, в Париже... Ведь «Париж — всегда Париж».

Хорошо, что сиквел так и не сняли. Мы расстаемся с «Касабланкой» вот так — двое мужчин уходят в туман.



Published 2012.12.15 http://lostfilm.info/news/id19795/#2079


Comments

Popular posts from this blog

Peter Pan and Stella

Palazzo

The Wind that blows between the Worlds