«O, Were You In The Cold Blast...»






«В полях, под снегом и дождем,
Мой милый друг,
Мой бедный друг,
Тебя укрыл бы я плащом
От зимних вьюг,
От зимних вьюг...»







Господа инопланетяне! Прежде чем вы захотите устроить на Земле свой маленький или большой бизнес, ещё раз прочитайте нашу литературу, посмотрите наше кино и, главное, телесериалы. И если вам покажется, что двое мужчин, стоящих в окружении зомби и орущих: «Ты, сукин сын, спал с моей женой!!!» — это нонсенс, то нет, это не нонсенс.
Это наша жизнь.

UNDER THE SKIN режиссёра Джонатана Глейзера — это страшно прекрасная сказка о том, что никакой бесчувственный инопланетянин не застрахован на нашей благословенной планете от посттравматического синдрома.



Шотландия. Мрачная, строгая, красивая жесткой северной красотой. Возможно, инопланетяне решили, что британская унылость — вполне подходящее место для их миссии. Миссия простая и вполне понятная земной женщине. Потому что, наверно, каждая женщина, даже не будучи феминисткой, думала когда-нибудь о том, что хорошо бы из мужчин сделать что-нибудь полезное.

Безымянная инопланетянка, натянув на себя тело убитой земной девушки, заманивает в машину мужчин, потом везёт их в какой-то дом, там раздевается как стриптизёрша, только раздевается, не более, но они послушно и безотказно идут за ней и попадают... в какую-то субстанцию, в которой их во что-то перерабатывают. Видимо для нужд инопланетной расы.
Не слишком романтично, да.



Девушка абсолютно бесчувственно выискивает жертву, потом стандартно соблазняет ее, а потом снова бесчувственно садится в машину и продолжает свой скорбный труд.
Её жертв не жалко — какие-то они среднестатистически унылые и не вызывают сострадания.
За девушкой присматривают коллеги мужского пола на мотоциклах. И если она делает ошибку, например, оставляет свидетеля, его убирают.



Но один раз в пробке на дороге какой-то мужчина передает ей через продавца цветов красную розу.
Она берет эту розу и неожиданно укалывается. Кровь на пальцах. Она удивлена. Она не знает, что такое кровь. И что такое роза.
И система начинает давать сбой.



Она не убьёт следующего, кто сядет в её машину. Маленького мужчину, обезображенного болезнью.
Потому что она увидит в зеркале лицо. Своё земное лицо. Тёмная густая чёлка, огромные глаза... она не будет знать, что немного похожа на погибшую 40 лет назад французскую кинозвезду Франсуаз Дорлеак, она будет потрясённо рассматривать это лицо... И она отпустит свою жертву.
И бросит машину.




Потом она встретит мужчину на дороге, на автобусной остановке... Он спросит у неё, нуждается ли она в помощи, и она коротко ответит: «Да».



Нет, не будет никакой love story, потому что это было бы слишком банально.
Они погуляют по лесу, сходят на развалины шотландского замка, потом вернутся к нему домой... Она будет стоять у него в квартире перед зеркалом, крутиться, рассматривая с новым любопытством своё обнаженное тело, а потом пойдёт к этому мужчине, и то, что она начнёт испытывать, заставит её убежать, потому что это для неё слишком.

Она уйдёт в лес.

Но мы знаем законы нашего мира: когда ты перестаёшь быть охотником, ты становишься жертвой. Жертвой банального, озверевшего в одиночестве, лесника из шотландской глуши.
У него не получится ее изнасиловать, потому что во время борьбы с нее слезет земная кожа, и он увидит ее, настоящую.
И он поступит старым дедовским способом — он её сожжет.

Вот и вся история.



Любой уважающий своё бойкое перо критик начал бы упоминать много умных и, главное, англоязычных слов — футуризм, сайфай...
Да к чёрту всё это.
UNDER THE SKIN — очень простой, очень глубокий и невероятно нежный фильм. Что режиссёр хотел сказать, то он и сказал. Смотрите и обрящете.



Скарлетт Йоханссон... Она на экране почти два часа и почти всё время одна. Сначала её лицо не выражает никаких эмоций, она едет в машине, выискивает жертву, стандартные улыбки и стандартная приветливость. Мужчине много не надо, когда перед ним такая девушка.

А потом та сцена, когда она видит себя в зеркале. Сказать, что Скарлетт хороша — это ничего не сказать. Она держит на себе ежесекундное внимание при полном отсутствии экшна.
В чем-то безымянная девушка из UNDER THE SKIN перекликается с её Самантой из HER. Она — Саманта наоборот. Там Скарлетт была голосом искусственного интеллекта, но так и осталась машиной. 
А девушка-инопланетянка оказалась слишком восприимчивой к Земле. Она сломалась.
Роза и кровь на пальцах... Девушкам надо не так уж много, даже если они прилетели к нам, Бог знает, откуда...



Фильм камерный, очень неброско визуализированный, но от этого действует только сильнее. Спецэффекты просто сведены к минимуму.
Наверно,  американский критик, назвавший UNDER THE SKIN лучшим научно-фантастических фильмом за много-много лет, прав. Потому что он похож на лучшие научно-фантастические романы 50-70-х годов прошлого века, в которых на первом месте была психология. Всё было очень тонко и хрупко. Главное были не триффиды, а молодая пара, выбросившаяся от отчаяния из окна. Кто читал, поймёт. Майкл Фабер, автор экранизированного романа, написал именно такую книгу.


А Джонатан Глейзер снял, несомненно, один из лучших фильмов этого года. Неважно, что он не получит широкого проката и, скорее всего, никаких наград. Такое часто случалось в истории мирового кино. Фильм уйдёт на полки кинолюбителей, и они будут пересматривать и пересматривать его...

В этой истории неважно, откуда явились пришельцы и с какой целью.
Лицо Скарлетт в лесу на последних минутах фильма — это лицо потерянной, абсолютно одинокой девочки в чужом мире. Но она уже часть этого мира, и она это понимает.



Черный дым поднимется над шотландским лесом. Это всё, что останется от инопланетной девушки, прилетевшей по службе на нашу планету.
Она успела понять, что такое холод, доброта, одиночество и изнасилование. Но ей не хватило времени узнать, что такое любовь.
Добро пожаловать на Землю. Потому что с земными девушками такое тоже случается. И вы думаете, мы всегда знаем, что у нас под кожей?



И весь фильм в голове крутятся эти строки шотландца Роберта Бёрнса, потому что ведь есть и хорошее в нашем мире. Просто ее приятель с автобусной остановки не успел прочитать ей стихи своего земляка:

«И если б дали мне в удел
Весь шар земной,
Весь шар земной,
С каким бы счастьем я владел
Тобой одной,
Тобой одной»









Comments

Popular posts from this blog

Palazzo

One Flew Over the Squirrel's Hollow

Peter Pan and Stella