Leonardo. The Road to the Happy End
В воскресенье, 28 февраля 2016 года произошло то, после чего мы все можем умереть спокойно — виновник статьи наконец сделал это. Выиграл свой Оскар.*
Можно было бы, конечно, поговорить о том, была ли роль в THE REVENANT не самой лучшей, худшей, лучшей, и так далее.
Не стоит.
Оскар слишком часто дают по совершенно другим причинам. Один раз наступает момент, когда его надо просто вручить. И это произошло.
И мы все этому рады.
И всё ниженаписанное остаётся в силе.
Светловолосый юноша стоял на носу огромного корабля, обнимая девушку, и кричал: «Я — король мира!».
Джек Доусон не знал, что жить ему осталось всего два дня. А молодой и подающий блестящие надежды актер, который играл Джека, не знал, что этот исторический айсберг едва не разрушит его карьеру.
Но Леонардо ДиКаприо все-таки перехитрил айсберг. Попробуйте утопить его, если сможете.
Лео родился в Калифорнии, месте встречи его интернациональных родителей. Отец — автор комиксов Джордж ДиКаприо, натурализованный американец с итальянскими и немецкими корнями. Со стороны матери все еще интересней. Бабушку Лео, Елену Смирнову, увезли из России в 1919 году в возрасте трех лет. В Германии перед войной она вышла замуж, а во время войны родилась ее единственная дочь Ирмелин. В 50-х годах семья перебралась в США. Позднее, в 80-х, бабушка и дедушка Лео вернулись в Германию, и мальчик часто проводил у них летние каникулы.
Родители Леонардо развелись практически сразу после его рождения. Ребенок оказался под совместной опекой и жил, в основном, с мамой, но поддерживал хорошие отношения с отцом и с его новой семьей. Матери приходилось много работать, чтобы растить сына, потому что по иронии судьбы Джордж ДиКаприо стал хорошо зарабатывать тогда, когда Лео уже мог содержать не только близких родственников, но и самых дальних.
Мама старалась отдавать его в хорошие школы Лос-Анджелеса с творческим уклоном обучения. Иногда она водила его на кинопробы, благо студии располагались около дома, а пасынок отца, старше Лео по возрасту, брал его с собой для съемок в рекламе. И в юном возрасте ДиКаприо успел пересниматься во множестве рекламных роликов, затем стал получать небольшие роли на телевидении, а в 16 лет сыграл в пяти сериях знаменитой в постсоветском пространстве мыльной опере Santa Barbara. Участие в этом телешоу принесло ему первую номинацию на Young Artist Award.
Стал ли Леонардо актером, только потому что жил в Голливуде? Вряд ли. Он просто не мог не стать актером. Его будущее было определено не местом проживания, а тем, что он получил как дар — талантом. Позднее его мама скажет, что видела его адвокатом — у Лео хорошо и аргументированно получалось с ней спорить.
Карьера юного Леонардо в большом кино началась весьма и весьма впечатляюще. Его заметили с первой же главной роли в фильме THIS BOY'S LIFE в 1993 году, где он сыграл вместе Робертом Де Ниро и Эллен Баркин. И в том же году он получил свою первую номинацию на «Оскар» и «Золотой глобус» за роль второго плана в драме Лассе Халльстрема What's Eating Gilbert Grape. Обаятельный умственно отсталый мальчик в его исполнении затмил весь остальной актерский состав.
Через два года Шэрон Стоун самолично оплатит гонорар Лео в вестерне The Quick and the Dead, потому что студии Sony Pictures его кандидатура показалась сомнительной. Ну, недаром у Шэрон Стоун был самый высокий IQ среди дам Голливуда.
1995 год был особенно удачным для молодого Лео: вышел культовый The Basketball Diaries, а затем прекрасная инди-драма Marvin's Room, в которой он опять сыграл вместе с Робертом Де Ниро и с Мэрил Стрип и Дайан Китон.
И роль, которая ждала его четыре года — Артюр Рембо в Total Eclipse Агнешки Холланд.
Холланд собиралась снять фильм еще в начале 90-х с Ривером Фениксом в роли Рембо. Но Ривер умер, и Агнешка заморозила проект. Пока на горизонте не появился Лео. Он был идеален для этой роли. И идеально сыграл. Так что, если кто-то еще не понял, что парень безоговорочно талантлив, то после этой роли уже должен был понять.
А в 22 года Леонардо стал мировой знаменитостью.
В 1996 году Баз Лурманн снял картину Romeo + Juliet. У Лурманна, как показала практика, весьма своеобразное мнение о том, как должна выглядеть экранизация классики. Поэтому основная задача падала на актеров. Лео стал пятым (и лучшим) Ромео в истории мирового кино. Именно таким Ромео, каким его написал Уильям Шекспир: безумным и безумно влюбленным, пылким и страстным, очаровательным и сексуальным. Он и Клэр Дэйнс существовали абсолютно независимо от того действа, которое устроил из Шекспира лихой австралиец Лурманн. Они были вне времени и пространства. Они были прекрасны.
И 20 лет назад, как у многих девочек в мире, у меня на стене висел плакат с юной и очаровательной будущей Кэрри Мэттисон и мальчиком, похожим на падшего ангела.
И Лео выиграл приз за «Лучшую мужскую роль» на Берлинском кинофестивале, а Клэр получила номинацию на «Оскар».
Фильм Romeo + Juliet вышел на год раньше следующего проекта ДиКаприо, и девочки всего мира уже были у его ног, когда он попался на глаза Джеймсу Кэмерону, который к тому моменту забраковал на роль Джека Доусона половину Голливуда. На главную женскую роль была приглашена малоизвестная английская актриса Кейт Уинслет. TITANIC отправлялся в плавание, которое оказалось на одиннадцать «Оскаров» удачнее первого.
Лео отказаться не мог. Проект был слишком амбициозен, а он был слишком молод и честолюбив. Потом, после всего того шума, который поднимет пресса, он скажет, что немного сожалеет о своем согласии. Но спустя годы, когда страсти улеглись, а TITANIC стал классикой, Лео сказал: «Сейчас фильм уже вошел в историю кино, и я, в общем, рад, что был частью этого». За отлично сыгранную роль он получил очередную номинацию на «Золотой глобус», а Кейт Уинслет — свою вторую номинацию на «Оскар».
Спустя 16 лет после выхода TITANIC трудно понять, почему все ополчились на Леонардо, забыв, что у него уже есть и номинация на «Оскар», и выигранный приз в Берлине. Но для актера этот момент стал переломным. Он по-детски обиделся на Киноакадемию и не пришёл на церемонию, пропустив триумф TITANIC.
Навалившаяся слава, много критики — и он на какое-то время просто потерял форму. К тому же зачем-то согласился сниматься в провальном костюмном проекте The Man in the Iron Mask , жалкой адаптации Александра Дюма.
И с тех пор ДиКаприо является, наверно, единственным из самых талантливых актеров мира, которому каждой ролью приходится доказывать очевидное: он — Актер. Даже когда юношеское очарование сменилось зрелой и совсем неброской красотой, его продолжали называть «смазливой мордашкой из "Титаника"».
После всей шумихи в прессе и девичьих стонов Лео на пару лет исчез с радаров. Первое возвращение в 2000 году было неудачным. Экранизация бестселлера Алекса Гарланда The Beach делалась как-то наспех. И режиссер Дэнни Бойл совершил ошибку с Лео. Это была не его роль, во-первых, и Лео был абсолютно не в форме, во-вторых. Фильм закономерно провалился.
И Лео опять исчез.
Но Леонардо образца 2003 года был уже другим. Взрослым. Немного слишком солидным для своего возраста. И еще более разборчивым, чем в юности.
Но, возможно, один его отказ был ошибкой. В тот год актер получил два предложения от двух великих режиссеров. Итальянца из Рима и итальянца из Нью-Йорка — Бернардо Бертолуччи и Мартина Скорсезе. Роль мальчика из 60-х в Париже и роль одиозной фигуры Америки ХХ века, экстравагантного миллионера Говарда Хьюза. Разорваться на два континента было сложно. Или ему показалось, что сложно.
И он отказался играть в The Dreamers, сославшись на излишнюю эротичность сюжета. ДиКаприо 90-х не отказался бы, взрослый Лео был осторожней. С тех пор, возможно, и начались разговоры о его невероятном желании получить«Оскар»...
THE AVIATOR принес актеру первый выигранный «Золотой глобус».
Потом он будет это делать постоянно — Скорсезе нашел своего нового Де Ниро. В THE AVIATOR ДиКаприо продемонстрировал высочайший профессионализм. И дал понять, что не собирается пользоваться на экране своей внешностью. Для тех, кто не понял этого после фильма Что гложет Гилберта Грейпа.
Через два года, в 2006-м, отдохнувшие Лео и Скорсезе снова встретились на съемочной площадке.
Реакция и критиков, и зрителей на криминальную драму The Departed была противоречивой. Фильм все смотрели, всех он цеплял, но споры велись бесконечно — а так ли хорош Лео или он слишком много кричит? Не постарел ли Скорсезе?
Но веселье только начиналось... ДиКаприо выдвинули сразу на два «Золотых глобуса» — за The Departed и за роль в фильме Эдварда Цвика Blood Diamond.
Разумеется, ни один не дали.
Но на «Оскар» его выдвинули именно за вторую ленту. И выбор Киноакадемии был верный.
В Blood Diamond была голодная Африка, скалы, сухие кусты, печальная Дженнифер Коннелли и не слишком интересная история. Но этот фильм из тех, которые надо пересматривать. И во второй раз это запомнится уже навсегда — смертельно раненный мужчина, привалившийся к какой-то скале, вокруг на много миль Африка, Африка, Африка... И он делает свой последний звонок девушке в какой-то красивый мирный город. Они спокойно и устало говорят вроде бы о деле, но на самом деле они прощаются друг с другом. И забыть, как хорош ДиКаприо в этой сцене, невозможно.
Лео не удостоился главной кинонаграды, зато Скорсезе обрел долгожданный триумф — The Departed получили четыре статуэтки, и маэстро прижал к сердцу свой первый «Оскар». И на радостях дал ДиКаприо отдых на четыре года.
Когда Леонардо обвиняют в том, что он много «истерит», обычно имеют в виду его роли в фильмах Скорсезе.
Любопытную историю рассказал один молодой и известный актер. Пришел он к Скорсезе на пробы в отель в Нью-Йорке. «Вы можете говорить громче?», — спросил режиссер после первых же реплик. Потом опять: «А еще громче?». Через час осипший актер проорал на весь Манхэттен: «Теперь громко?!!». Скорсезе благодушно кивнул, и Майкл Питт получил роль. Так что дело, наверно, не в Лео, просто Маэстро любит крик.
В 2008-м ДиКаприо впервые снялся у Ридли Скотта в шпионском триллере Body of Lies, но его другая роль в этом же году была гораздо интересней — Сэм Мендес экранизировал роман Ричарда Йейтса Revolutionary Road, драматическую историю о молодой семье в послевоенной Америке.
Ухоженный пригород Нью-Йорка, красивая молодая пара. И чего-то им не хватает для счастья. Почему-то все время вспоминается война и освобожденный Париж. Мендес решил поставить эксперимент — он пригласил Лео и Кейт Уинслет. Звезды ТИТАНИКА снова встретились. Мендес сделал это намеренно — на TITANIC была любовь в экстремальных условиях, а теперь планировалось испытание бытом. Он знал, что зрители будут проводить параллели и добился желаемого результата. Повзрослевшие на десять лет Кейт и Лео очень точно разыграли сложную драму любящих, но не вполне понимающих друг друга людей.
Леонардо традиционно номинировали на «Золотой глобус» и опять не дали. Кейт Уинслет в тот год получила два «Глобуса» и один «Оскар». Лео, как лучший друг, был рядом.
Для Леонардо вообще семья значит очень много. Сначала семья, потом работа, далее благотворительность и политика, и потом, наконец, девушки. И он всегда говорит, что главная любовь его жизни — мама.
Одна псевдожурналистка как-то весьма неумно сказала в беседе со мной, что роль Джордана Белфорта дала Лео возможность пожить жизнью миллионера.
Но всё дело в том, что у волка с Уолл-стрит никогда не было столько денег, сколько на момент съёмок уже успел заработать за свою карьеру Лео. И он никогда не вёл скромный образ жизни. Он всегда был героем таблоиддов.
Благотворительная сфера деятельности Лео — экология, защита климата и животных.
Детская мечта стать биологом воплотилась в спасении вымирающих уссурийских тигров. Один из спасенных им тигров был подарен Путину и остаётся уповать на то, что тигр живёт на воле.
В 2010 году Скорсезе снова призвал Леонардо на службу. Сложный вопрос, зачем вообще Скорсезе снял Shutter Island, что он собственно, хотел сказать этим фильмом. Однако у фильма много поклонников. И беспокоиться Скорсезе было не о чем — Лео опять мужественно тащил двухчасовой триллер на себе. И вытянул.
Между тем, ему предстоял еще один большой и, мягко говоря, амбициозный проект.
Нолан уже давно снимает фильмы только ради своих непомерных амбиций, которые никак не реализуются в настоящий шедевр. Мальчики и девочки штурмуют кинотеатры, а критики и коллеги устало вздыхают.
И там, в INCEPTION, впервые было заметно, что ДиКаприо вымотался. Нет, конечно, он сыграл хорошо, его профессионализма и работоспособности хватило. Но не более того. Он просто устал, играя две такие сложные роли без перерыва.
Принимая во внимание отношение народных масс к творчеству Нолана, это было предложение, от которого невозможно отказаться. Но, как уже было неоднократно мною замечено, Нолан работать с актёрами не умеет. Поэтому роль Лео в INCEPTION выглядит как попурри из его прежних ролей.
Но Нолан, конечно, умный человек и профессионал. Он заметил эту усталость и, видимо, при монтаже удалил крупные планы.
Впервые за последние годы ДиКаприо не получил ни одной престижной номинации.
Зрители в кино вообще не пошли, критики порвали Иствуда, а Лео получил номинацию на «Золотой глобус». Лео и «Золотой глобус» — это такое общее место голливудской жизни.
В следующем году он опять номинируется на эту кинопремию за ошеломительно сыгранную роль плантатора-рабовладельца в феерическом вестерне Квентина Тарантино Django Unchained. На радость поклонникам, Лео на экране снова порхал как бабочка и искрился как шампанское.
Когда Баз Лурманн сообщил, что приступает к экранизации романа The Great Gatsby Ф. Скотта Фицджеральда, почти всем любителям этой великой книги стало нехорошо. Когда появились новости кастинга, стало еще хуже. Даже поклонники Лео были напуганы его согласием сыграть Джея Гэтсби. Основным поводом для испуга была появившаяся с возрастом монументальность актера, которая начисто отсутствовала у героя романа.
После двухлетнего ажиотажа фильм вышел на экраны, и на него сразу обрушился абсолютно
справедливый арт-обстрел критики. Уцелел в этом разборе полёта Лурманна только ДиКаприо.
Потому что опасения насчет него оказались напрасными. Как когда-то давно его Ромео жил своей жизнью под саундтреки рок-звезд, так и его Джей Гэтсби оказался вне стилистики фильма Лурманна. И благодаря его игре финал оказался ближе к роману, чем можно было ожидать от фильма, рассчитанного на... Трудно сказать, на кого рассчитывал Лурманн. И была только одна претензия, которую режиссер избежал — выбор актера на роль Гэтсби. Ирония в названии романа каким-то образом оказалась правдой.
Может быть, Лео и номинировался бы на «Золотой глобус» в этом году за роль Джея Гэтсби, если бы он не получил номинацию за The Wolf of Wall Street, снятого его постоянным partner in crime Мартином Скорсезе. Лео выиграл свой второй «Золотой глобус» и в четвертый раз за свою карьеру оказался в числе претендентов на «Оскар».
После объявления номинаций на главную кинонаграду актер написал в своем твиттере: Congrats to my fellow nominees, @JonahHill, Marty, Terry Winter and #WolfofWallStreet family for the #Oscar noms.
Лео сыграл вышеупомянутого Белфорта, как всегда хорошо. Но именно сыграл. Он не жил жизнью Белфорта, он не отдался роли целиком, он как бы смотрел со стороны.
Всем известно клише: «Лео хочет"Оскар"». Вообще-то, это главная цель любого актера из любой точки земного шара. Не для того, чтобы постоять в смокинге на сцене перед миллионной аудиторией и поблагодарить родителей. А просто потому, что «Оскар» — главная профессиональная награда и признание коллег.
Разумеется, Лео хочет выиграть «Оскар».
Но обвинять его в том, что он выбирает только «оскарные» роли, абсолютно неправильно. Он вырос в Голливуде и знает правила игры. Легче получить статуэтку за малобюджетный фильм, чем за участие в блокбастере. И абсолютно нереально получить ее за роль Эдгара Гувера, которому Голливуд еще не простил чистку 50-х годов. Лео просто с детства привык работать как вол и полностью выкладываться. И, да, он берёт те проекты, которые непременно будут замечены Киноакадемией.
Но не он придумал эти правила. Это шоу-бизнес, а Лео всегда был человеком шоу-бизнеса, а не la bohème.
Великий художник, ученый и философ Леонардо да Винчи остался в веках просто под именем Леонардо.
Парень, которого в ХХ веке назвали в честь средневекового гения, смог добиться для себя того же.
Мы, говоря о ДиКаприо, называем только имя. Потому что Лео у нас один.
И вот он, этот день, 28 февраля 2016 года.
Но это совершенно не означает, что Лео не нужен второй и третий Оскар.
P.S И о пропущенном в статье.*
Вы можете иметь блестящую карьеру. Вы можете иметь полмиллиарда. Вы можете иметь Оскар. Вы можете иметь 62 миллиона подписчиков в инстаграме. Вы можете каждые пять лет обновлять модель модели, сменяя ту, которой исполнилось 25 лет на ту, которой ещё не исполнилось. Почему 25 лет? О, у этой цифры есть объяснение. Его все знают. Никто не обращает внимание на ваших моделей, потому что все знают, когда ей исполнится 25 лет, вы отправите её назад, к маме. Иногда на эту тему острят в SNL, но очень осторожно. Потому что иногда вы к ним заходите, не хостом, нет, просто поддержать какого-нибудь друга или подругу, и даже выходите на сцену. Но иногда они вас троллят. «Вернись, я всё прощу!». Да, она ушла, и ей тогда было 25. Остальных вы отправляете к мамам, а она ушла сама. 17 лет спустя, незадолго перед разводом с мужем, она написала в мемуаре, почему ушла. Она выросла, а вы нет, вы не хотели расти, вы её не слышали, и она ушла. Вы не дали комментариев. Вы никогда не говорите о личной жизни, да никто и не спрашивает. Скоро исполнится 20 лет, как она ушла. Вас называли самой красивой парой в мире, но этого оказалось недостаточно. Если вы изредка и брали кого-то на Оскар, потом, после неё, то даже не смотрели на девушку. Впрочем, вы и брали лишь однажды, в 2020, а через пару лет отправили… к маме, как раз тогда, когда появились сообщения о разводе на Восточном берегу. Как будто вы не хотели испортить память о том Оскаре, на котором с вами была она. В общем, вас больше никто никогда не видел влюблённым. Что ж, она снова свободна, всё ещё очень красива, и ей, в общем, всего 42 года, ааа… поезд ушёл. Ну, да. Как вариант, вы так и не выросли и по-прежнему играете в Мексике в футбол с друзьями детства. Но что-то было в её мемуаре, какой-то подтекст, как будто, когда она писала, она продолжала на вас орать. И, знаете что, это не наше дело. Просто, когда она уходила, она кое-что забрала. Так что, да, нам немного жаль. В этом году вам стукнет 50, и это самое стрёмное, что с вами случалось. Вы должны были отметить это вместе, это то, о чём вы подумаете в день рожденья. Возможно. Но возможно, она была права.
*Эта статья была написана и опубликована в январе 2014 года. Здесь обновленная авторская версия.
*Published 2014.01.22 here
Comments
Post a Comment
Комментарии модерируются на предмет - спама, рекламы, ненормативной лексики, гомофобии, расизма, малограмотности и политических лозунгов. Всё остальное можно. Alina