Stewart & Spencer


"Just... say you saw a ghost."
by Diana, 
SPENCER














Послушайте. Главное, что мы должны понимать — мы понятия не имеем, что было у неё в голове. В любой момент её жизни. Мы слышали только одно интервью, но кто и когда говорил в интервью правду? Всё, что мы знаем, в суде называются «показания с чужих слов» и отклоняются судьёй. 
Так что SPENCER — чистый вымысел с налётом абсурдизма. 
Как и всё, что происходит в THE CROWN, нельзя считать документальным изложением событий.
Да, за этим стоят живые, вполне реальные люди. О которых мы почти ничего не знаем. 

Мы не знаем, что происходило каждое Рождество в Сандрингеме. Мы видели бесчисленное количество фотографий и официальной хроники, но о том, что происходило за дверями, без фотовспышек, мы ничего не знаем. Мы не знаем ничего о романе принцессы Дианы и Хасната Хана. Вообще ничего. Мы даже не видели ни одной совместной фотографии. Не потому, что их нет. А потому что это не наше дело. Мы не знаем, что происходило на яхте Аль-Файедов в августе 1997 года и никогда не узнаем. 
Так что давайте смотреть SPENCER как очередной фильм или книгу о королевских персонах. Нас же не смущает тот факт, что Анна Австрийская никогда не встречала герцога Бекингема в реальной жизни. 




Вы знали, что принцесса Диана была потомком династии Стюартов по женской линии? Даже дважды. Немного забавно, да. Её предок, Чарльз Леннокс, первый герцог Ричмондский был внебрачным сыном Карла II Стюарта. Другой её предок, Генри Фицрой, первый герцог Графтон, также внебрачный сын его величества. Собственно, Камилла, герцогиня Корнуолльская, тоже потомок Чарльза Леннокса. Что там было про молнию?

Итак, SPENCER. 
В общем, даже то общее место, что брак принца Чарльза и Дианы был по многим причинам обречён, весьма спорно. Скорее всего, всё можно было бы исправить, захоти это хотя бы одна из сторон. Брак — это всегда сделка. Так что договориться о правилах игры можно было, наверно. Не было желания. 



THE CROWN сделал кое-что для меня лично. Я перестала упрощённо воспринимать Диану как жертву, неважно чью. В общем, для этого и КОРОНА была не нужна, просто надо было убить в себе навязанный стереотип. 
Но Джош О’Коннор оживил картонный образ принца Чарльза, созданный СМИ. Чарльз на самом деле всегда был живым мужчиной, у которого была своя жизнь, свои желания, своя любовь, наконец. Что-то пошло не так в 70-х, и он не смог жениться на девушке, которую любил. Версий много, поэтому выбирать просто не будем. Первый заход не удался. Точка. 

А потом Чарльз женился на очаровательной воспитательнице детского сада с великолепной родословной. Это интеллектуальный мезальянс не только для образованного Виндзора, но и для врача или профессора из Реутова, Огре или Огайо. И это огромная проблема. Полное отсутствие взаимопонимания трудно чем-то заменить.



Конечно, за десятилетие брака Диана повзрослела и поумнела. Не стоит списывать со счетов и Джеймса Хьюита. Она уже прошла рубеж собственных измен мужу. И, наверно, было слишком поздно для них обоих, её и Чарльза, попытаться что-то починить. Наверно, её старший сын был прав, выгуливая невесту почти десять лет. Наверно, он имел в виду брак своих родителей. Девушка должна быть готова для этой роли — будущей Королевы-матери. 

Стюарт играет именно этот этап в жизни Дианы. Повзрослевшую, поумневшую, но эмоционально безмерно уставшую принцессу Уэльскую. 
Мы уже видели Рождество 1991 года в Сандрингеме в финале четвёртого сезона THE CROWN. Расклад был такой: принцесса повзрослела, стала более требовательной, но ей сказали: «Нет, нет и нет, ты на работе, и ты должна продолжать её выполнять, что бы там не происходило за кулисами этой работы». Девушка возмущенно надулась, но одела сногсшибательное чёрное платье и пошла фотографироваться с ужасной семьёй мужа. Выглядело, как и вся трактовка образа у Эммы Коррин, возмущением бывшей воспитательницы. 

Сравнение Стюарт и Коррин неизбежно. Коррин не была хуже, она была совершенно другая. Она прекрасно вписалась в формат сериала. Эмма сыграла романтичную, весьма недалёкую, но невероятно милую девушку. Её действия и поступки неизбежно сталкивались с полным непониманием со стороны Чарльза, который тоже был романтичен, но на более высоком уровне, и был «снобом» в нормальном смысле этого слова. Как это ни странно, но с возрастом он стал, видимо, менее разборчив в своих культурных пристрастиях. А что делать, если пришлось из Пола Маккартни сделать сэра Пола. Любой бы взвыл и сдался. 




Диана, которую играет Стюарт, ожидаемо другая. Она очень, очень взрослая, в ней почти не осталось инфантильности. Она интеллигентна, умна, и она очень нервная. Она выглядит очень опытной и при этом совершенно разбитой этим опытом. И она отнюдь не выглядит милой. 

Но у обоих «Диан» уже нет желания идти на сделки. Для обоих Чарльз больше не является желанным призом. Они хотят жить дальше. И давайте посмотрим правде в глаза — принцу Уэльскому повезло, что Диана первой решилась на кардинальные меры. Иначе всё это тянулось бы до сих пор для них обоих. Даже при том, как всё сложилось, их совместное будущее выглядит несколько жутковато. Чарльз имел право получить то, что, видимо, всегда хотел иметь. 



Диана в SPENCER очень дёрганная, временами даже раздражающая. Как написал критик CNN: «Неужели она и правда была такой истеричкой, какой её изображал Букингемский дворец?» Видимо, журналист CNN имел в виду, что на самом деле она была феминисткой, эдакой Глорией Стайнем от Виндзоров. Да ей даже Опра не нравилась. Кстати. 

Диана была не «такая»? Разумеется, не такая. Это вообще не принцесса Диана. Это Кристен Стюарт, которая играет исторический персонаж. Она не может внезапно стать реальной Дианой. Здесь нет Тардис, чтобы слетать в Сандрингем на Рождество в 1991 год. Это вид искусства, который называется кинематограф. Здесь играют исторических личностей, а не внезапно становятся ими. 
Так что Диана именно такая, какой её увидели Стюарт, Стивен Найт и Пабло Лоррейн. А наше право соглашаться с их трактовкой или нет. 
Но просто ещё раз напоминаю: никто из нас не знал леди Диану Спенсер. Как недавно выяснилось, даже её сыновья помнят двух совершенно разных женщин. 



Стюарт хороша до невероятности. Она даже выглядит высокой как Диана. 
Из всех виденных мной Диан — от ужасающей, похожей на ночную официантку Наоми Уоттс до милой, и осознанно неестественной Эммы Коррин — Кристен Стюарт, конечно, уходит на другой, гораздо более высокий уровень. Она играет не исторический бренд, безжалостно доведённый до попсовости. Она играет принцессу, депрессивную молодую женщину, мать двоих детей, состоящую в несчастном и мучительном для неё и всех вокруг браке. Она очень точна и тонка в каждом нюансе. Точна не в плане идентичности с Дианой, а психологически. Даже история с разорванным жемчугом не выглядит неестественно. Мужчины часто покупают жёнам и любовницам одинаковые подарки просто от отсутствия креатива. Вряд ли принцы исключение.




Принцесса — иногда просто титул. Да, бывают случаи, когда титул определяет сознание. Но не Диана. Во всяком случае, не Диана — Стюарт. Она родилась леди Спенсер, потомком королей, премьер-министров и знаменитых светских львиц. Она выросла рядом с Сандрингемом, её бабушка дружила с королевой-матерью. Она знала, что бы не случилось, она навсегда леди, навсегда принцесса. Так что этот момент, титул и власть, вряд ли её волновал. 

Стюарт очень аристократична в фильме. Невероятно элегантна. То, что не смогла передать Эмма Коррин — стиль Дианы. Недостаточно просто одеть скопированные платья. Это так не работает. Наверно, лучше было создать оригинальную одежду, которая бы хорошо сидела на Эмме. 
Но у Стюарт сработало. Несмотря на 20 сантиметров разницы в росте. Все легендарные платья Дианы смотрятся на ней безукоризненно. Но в свадебном платье она достигает почти пугающего сходства.

Элизабет Дебики будут сравнивать не только с Эммой, но и с Кристен. Хорошая новость для толпы: у неё правильный прикус. О плохих новостях узнаем по мере выхода нового сезона THE CROWN.



Фильм получился необыкновенно красивый, довольно камерный, не слишком достоверный в деталях и абсолютно недостоверный в целом. Можно придираться, а можно не тратить время на придирки. SPENCER немного старомоден в своём изображении королевской жизни. Вряд ли там всё настолько формально. Но Пабло Лоррейн явно этим увлечён. Моментами действие кажется совершенно безумным, но таковы правила предложенной игры.
Великолепен саундтрек Джонни Гринвуда, хотя излишне нагнетает атмосферу, и без того сильно нагнетённую. 
Сюжета, как такового, практически нет. В этом фильм похож на старый добрый арт-хаус: женщина на грани. 

Джек Фартинг, играя Чарльза, делает всё, чтобы не быть похожим на эмоционального Джоша О’Коннора. Он играет, скажем так, «канонического» Чарльза, ледяного, вежливого, язвительного и равнодушного. Совершенно не злого, но такого же усталого как Диана. Это выглядит совсем неплохо, но уже не работает должным образом. Это старый таблоидный образ, в который продолжают верить только наивные американские либералки. Тем не менее, Фартинг вполне уместен.
Больше никто не запомнился. Даже Тимоти Сполл.

Центр вселенной фильма — Кристен Стюарт. И здесь сбоев нет.



В редком для него интервью в 2013 году Хаснат Хан сказал: “There wasn’t any hierarchy in our relationship. She wasn’t a Princess and I wasn’t a doctor. We were friends, and normal people stand like friends with each other.” 

Стюарт играет именно это. «Не принцессу», которая через четыре года встретит в коридоре больницы в Лондоне пакистанского хирурга. И, по словам очевидцев, которые не примут в суде, будет два года счастлива с ним. То, что произошло дальше, было косвенным следствием разрыва этих отношений. А не её неудачного брака с наследным принцем, как любят писать сторонники теорий заговоров. 
Это был несчастный случай на дороге. Это была трагедия. Но не неизбежный исход истории жизни Дианы. Это была случайность. Period.



Диана в фильме много жалуется, сильно истерит, совершает абсурдные поступки, но это выглядит вполне адекватно для женщины, чей муж спит с Камиллой в девичестве Шанд. Любая женщина была бы не в себе. Камилла была практически непроходимая соперница: умна, образованна, с большим шармом, сексуальна. Мимолётный тяжёлый взгляд Дианы/Кристен на леди Паркер-Боулз, и в Диане всё гаснет. Она становится какой-то раздавленной. Но это уже не ревность, это, скорее, просто злость. Какой смысл ревновать мужчину, которого не любишь, да и любила ли? 
В фильме вообще нет ничего о любви. 

В браке Дианы и Чарльза не было виновных или невиновных. Им предложили пожениться, и они согласились. Они оба ошиблись. Измены с обоих сторон, недопонимание с обоих сторон, нежелание что-то исправить с обоих сторон. Они оба были проигравшие. Они просто хотели другую жизнь. Не друг с другом. И Диана в SPENCER это понимает — время выходит. 




Стюарт не слишком гонится за внешним сходством и практически игнорирует мимику Дианы, не пытаясь копировать, в отличие от Коррин. Очень хороши и естественны сцены с юными принцами, с Чарльзом, но несколько утомительны разговоры с прислугой в стиле DOWNTON ABBEY. 
Лучшие моменты, когда Стюарт в кадре одна, когда ей никто не мешает наслаждаться, собственно, игрой. Крупные планы просто завораживают. Она вполне способна покрыть собой пространство фильма в одиночку.
Была ли она при этом только Стюарт или смогла стать Спенсер? О, да. Несомненно она — Спенсер. Пусть это её взгляд, но он вызывает доверие и сопричастность. Она заново влюбляет в Диану и оставляет долгое воспоминание о ней.

Женщина, которая изготовилась бежать. Она чем-то похожа на Нору из «Кукольного дома» Ибсена. 



Финал SPENCER очень хорош. Диана и юные принцы уезжают в разгар праздников из Сандрингема. Это немного похоже на рождественский happy end.
Побег почти удался, и впереди показались лёгкие признаки будущей свободы.

Какой осадок после фильма, кроме уважения и восхищения Кристен Стюарт. Несчастливый брак — общее место. Для Виндзоров, у которых удались с первого захода только два брака, собственно Королевы и её дяди, герцога Виндзорского, эта тема актуальна. Но эта тема вообще всегда актуальна. 
Тень будущей трагедии слишком сильно давит на действие, и это не совсем правильно, потому что никто не планировал такого трагичного финала. То, что случилось в Париже спустя шесть лет, не имеет никакого отношения к событиям того Рождества. Диана собиралась уйти, чтобы жить, а не чтобы умереть.

Но зачем вообще Лоррейн снял фильм? А зачем он снял JACKIE. Видимо, ему нравятся красивые и знаменитые женщины в бедственном положении. И, конечно, ради Кристен Стюарт. Для обычной мыльной оперы про Виндзоров у нас есть весьма качественный сериал.

Но два часа ради Спенсер и Стюарт того стоят.

Ведь побег почти удался. 
Почти.



"She could be living very happily and married and having more kids, with me or with someone else. It could have led in that direction. I try not to think about these things. I can’t change anything now." — Dr Hasnat Khan, 2013

Comments

Popular posts from this blog

Palazzo

One Flew Over the Squirrel's Hollow

Peter Pan and Stella