V for Viggo




«Я не знаю никого, кто говорит людям о себе все. Все мы намеренно храним секреты. Я актер, так что я определенно не в бизнесе правды» (Вигго Мортенсен).

Наверно, мы все познакомились с ним в одном месте — в таверне за пределами Шира. Он сидел в полумраке, с надвинутым на лицо капюшоном, из-под которого сверкали большие ярко-голубые глаза. А потом Фродо устроил дикую выходку и получил от незнакомца выволочку. Так что мы и Фродо познакомились с ним одновременно.

Но только это был обман зрения — мы уже видели его раньше. Просто не замечали.




Всем известно, что у Питера Джексона был необъятный список претендентов на рольАрагорна. Там были почти все голливудские звезды подходяшего и неподходящего типа. Когда никто из них не подошел, Джексон перебрался ко второму эшелону. В конце концов, пора было начинать съемку, и последним на тот момент в списке был Стюарт Таунсенд. Съемки начались. И на этом месте Джон Р. Р. Толкиен от злости как-то, видимо, очень удачно перевернулся в гробу, и… Таунсенда отправили домой. Джексон ткнул пальцем в следующего кандидата из списка.

Агент позвонил Вигго Мортенсену. Мортенсен в тот момент был с сыном Генри. «В Новую Зеландию? Какой "Властелин колец"? Кого? Ара… что? Да не поеду я никуда! — и, положив трубку, пожаловался сыну: — Представляешь, в Новую Зеландию, играть в каком-то "Властелине колец" какого-то… Ара...». «НЕМЕДЛЕННО СОГЛАШАЙСЯ!!!», — перебил его сын.

Очнулся Мортенсен уже в самолете. Открыл книгу. Это было ужасно. Какие-то ушастые хоббиты… Во что он вляпался? И вдруг он увидел нечто знакомое с детства. А детство он провел в Дании у бабушки и дедушки. Орки, тролли, эльфы — это было свое, похожее на скандинавский фольклор. Приземлился в Окленде Вигго уже фанатом Толкиена.

«Чем больше я исследовал Толкиена, тем больше я чувствовал, что у меня два босса:Толкиен и Питер Джексон, и я изо всех сил старался быть лояльным к обоим», — говорил он позже.

В том, что касается профессии, Мортенсен — человек очень обстоятельный. Надо говорить по-эльфийски, выучим эльфийский. Надо запеть по-эльфийски, сочиним музыку. Надо лучше всех фехтовать, будем лучше всех фехтовать. Надо быть лучшим наездником, будем лучшим.

Никто не выбивался в касте «Властелина кольца». Джексон действовал очень мудро. Но фактически из тех, кто не был широко известен до тех пор, звездой стал только Вигго Мортенсен.

Вигго Мортенсен родился на Манхэттене в Нью-Йорке в семье американки и датчанина. С трех до одиннадцати лет жил в Аргентине, где работал его отец. Потом родители развелись, и мать с детьми вернулась на Манхэттен. После школы Вигго окончил один из старейших университетов штата Нью-Йорк — Сент-Лоуренс — по специальностям «Политология» и «Испанская литература» и отправился «в дорогу». Искать себя.

Объездив полмира, в середине 80-х он приземлился в Голливуде с мыслью сделать актерскую карьеру. Почему у Вигго возникла эта идея, неизвестно, но это оказалась очень хорошая идея.



До успеха трилогии «Властелин колец» Вигго Мортенсен успел сняться во многих знаменитых фильмах. Достаточно сказать, что дебютировал он в легендарном «Свидетеле»Питера Уира, номинированном на восемь «Оскаров» при двух выигранных. Но тогда актер оказался совершенно не заметен.

В послужном списке Вигго за 90-е годы значатся: режиссерский дебют Шона Пенна «Индеец-беглец», «Путь Карлито» Брайана де Пальмы, а также режиссерский дебют Кевина Спейси — «Альбино аллигатор». Создается ощущение, что новички в режиссуре брали Вигго, чтобы сэкономить. И только Шон Пенн на шестой неделе съемок «Индейца-беглеца» сказал кому-то: «Когда-нибудь он станет большой звездой». Теперь они могут гордиться — у них начиналВигго Мортенсен. В общем, действительно в этих ролях не было ничего особенного.

Мортенсен не прошел кастинг на роль графа Дракулы в одноименном проекте. Сейчас бы, конечно, прошел, но откуда Фрэнсис Форд Коппола мог знать, что через десять лет фамилииГэри Олдмана и Вигго Мортенсена будут звучать одинаково круто.

Но на одной роли из середины 90-х хочется остановиться. Абсолютно недооцененный фильмДжейн Кэмпион «Портрет леди» по роману Генри Джеймса. Там было четыре великолепные актерские работы — Николь Кидман в главной роли, Барбара Херши, номинированая на«Оскар», Мартин Донован, получивший много наград за свою роль, и Вигго Мортенсен, не получивший ничего, включая внимание критиков. Между тем, выступил он очень хорошо — несмотря на то, что у него там три-четыре эпизода, его персонаж играл ключевую роль в жизни главной героини. И, что самое главное, Джейн Кэмпион не использовала внешнюю фактуруВигго, как это делали все режиссеры в 90-х, она использовала именно его талант.





Надо сказать, сам Мортенсен не проявлял большой озабоченности по поводу своей вялотекущей актерской карьеры. Дело в том, что это была не единственная его профессия. К концу 90-х он уже был довольно известным художников, чьи картины не только выставлялись во многих галереях мира, но и продавались. В фильме «Идеальное убийство», довольно посредственном триллере, в котором Вигго играл художника, использовались его собственные картины. Наверно, это и есть самое интересное в этом неудачном ремейке ленты Альфреда Хичкока. Но этот фильм в какой-то мере был поворотным — Вигго заметили критики и... MTV.

Вигго с начала 80-х также профессионально занимался фотографией, и у него было несколько персональных выставок. Владелец одной из галерей сказал о нем: «Он не дилетант. Обычно таланту удается добиться успеха в чем-то одном. Но он — исключение». Вигго — поэт, его первая книга стихов была издана в 1993 году, и с тех он пор он регулярно издается. Иногда он музыкант — его дискография на данный момент насчитывает 16 дисков. В общем, ему всегда было чем заняться, кроме актерской карьеры. Он всегда был «в дороге».




Но в 2001 году случился «Властелин колец», и звезды, ответственные за кинематограф, повернутся в сторону Вигго. Мордор, то есть Голливуд, наконец пал к его ногам — Мортенсенстал кинозвездой. Но дальше все было весьма интересно. Недаром Вигго поставят на 19-е месте в Топ-25 самых интригующих людей мира.

«Я всегда чувствовал, что оскорбил бы его, назвав кинозвездой. Если бы он хотел стать кинозвездой, он, возможно, сделал бы это давно. Он все контролирует. Он — практичный человек. Он не из тех, кто ждет, чтобы ему сказали: "Эй, вы сделали это!". Он сам решит, когда "сделал это"» (Джо Джонстон, режиссер).

После «Властелина колец» Вигго сыграл в блокбастере «Идальго: Погоня в пустыне». Совершил путешествие на Ближний Восток, поездил верхом, пофлиртовал с девушками, и на этом попрощался с демо-версией Арагорна. Как он сказал, в присылаемых пачками сценариях были разные вариации Арагорна. Но его он уже сыграл.

Но дальше звезды опять были весьма благосклонны. Вигго попал в поле зрения Дэвида Кроненберга, и это оказались серьезные и длительные отношения.

После выхода на экраны фильма «Оправданная жестокость» Арагорн резко вылетел у критиков из голов. Это было нечто совсем другое. Фильм был завален если не наградами, то номинациям, большая часть которых ушла к Вигго. В этой картине много мощных сцен. Но самая сильная, наверно, последняя. Некогда милый и добрый муж и отец возвращается домой, совершив несколько убийств, и садится за стол ужинать. Вроде бы все как раньше. Но взгляд совершенно другой — не спокойный и мягкий, а холодный и отстраненный. Все по-прежнему, и все по-другому. И всем теперь с этим жить. Кроненберг — мастер в таких вещах, и в Мортенсене он нашел отличного союзника.

«Но факт остается фактом: этот человек, безусловно, не Арагорн» (журналист из The Scotsman).

Мортенсен выкидывал присылаемые сценарии килограммами. Как он сам сказал, «мне уже не 23 года, чтобы сделать 30 блокбастеров». До«Властелина колец» он снимался в трех-четырех полузабытых фильмах в год. Став звездой, он начал выбирать самое лучшее.

Он с удовольствием сыграл в опять же недооцененноей экранизации «Капитана Алатристе» по роману Артуро Перес-Реверте. Фильм был красив как полотна Рубенса, но понравился только ценителям. Вигго как будто сошел со страниц книги Перес-Реверте, для него испанская культура очень близка по духу с детства. И Мортенсен был номинирован на «Гойю» за лучшую мужскую роль.

И уже в следующем году Кроненберг опять пригласил его в свой новый фильм — «Порок на экспорт». Как уже было сказано, Вигго — человек обстоятельный. Надо было сыграть русского. Из Санкт-Петербурга. И Вигго поехал на две недели в Санкт-Петербург проводить разведку на местности и изучить немного быт и нравы. Поездка Вигго оказалась весьма плодотворной — он был впервые номинирован на «Оскар», «Золотой Глобус» и получил много-много других наград.

Был ли Вигго убедителен в роли русского бандита, который на самом деле был агентом ФСБ?Вигго был просто очень убедителен. Невероятно убедителен.






Когда смотришь на него в этой роли, вспоминаешь стихи Иосифа Бродского: «Но что трагедия, измена для славянина, то ерунда для джентльмена и дворянина». Его спокойная манеры игры, прерываемая иногда вспышками ярости, гнева или каких-то других эмоций, хорошо работала во «Властелине колец», но дальше было еще лучше. Достоверность — одно из его главных качеств как актера. Неважно, кого он играет — ему всегда веришь.

Потом была «Аппалуза». Прекрасный вестерн, похожий на сериал Deadwood («Дедвуд») или старые фильмы Джона Форда. Умный вестерн, не просто стрельба и скачки. Им там было очень комфортно втроем в этом фильме — Вигго, Эду Харрису и Рене Зеллвегер. Вигго и Эд вдвоем могут создать необыкновенную химию на экране (как это было в «Оправданной жестокости»), а если к ним еще и Зеллвегер присоединится, то это уже адская смесь.

В том же 2008 году выйдет практически незамеченный фильм «Хороший». Просто блистательная работа Мортенсена.

История падения и история прозрения. Германия на пороге нацизма. Германия развитого нацизма. Герой Вигго не хочет ничего видеть, он хочет просто жить и работать. Друг (тоже великолепная работа Джейсона Айзекса) пытается открыть ему глаза, но тщетно. Глаза откроются, когда в финале он приедет в концлагерь, пытаясь вызволить друга. Он будет метаться по лагерю и в каждом заключенном видеть того, за кем он приехал... Он его не найдет, но он наконец все увидит. Виггоопять продемонстрировал потрясающую убедительность и достоверность образа.

Его следующий фильм был опять не рассчитан на массового потребителя. Вигго после «Властелина колец» как будто старался избегать блокбастеров.

Это была экранизация антиутопии Кормака Маккарти «Дорога». Страшная как все антиутопии. Каждый шаг ты делаешь как будто вместе с персонажами… Опять много наград и номинаций.

А потом Вигго на пару лет удалился с экранов. Просто так. Было чем заняться: роль в театре в Мадриде, работа над новыми книгами и картинами. Или просто уединение в горах Аризоны на собственном ранчо. «Если я могу получить день только для себя, я не буду отвечать на телефонные звонки, я почитаю или пойду на прогулку. Простые, главные вещи. Люди думают, что всегда есть время, чтобы сделать это, но это не так. Жизнь коротка».

В 2011 Кроненберг начнет снимать «Опасный метод» и пригласит на роль Зигмунда ФрейдаКристофа Вальца. Видимо, на этот раз в гробу перевернулся cам Фрейд, потому что Вальц внезапно ушел в другой проект, и Кроненберг не стал оригинальничать — опять позвал Вигго. Вигго прочитал не только всего Фрейда, но и все о Фрейде. Он не только изменил свое мнение о нем, он изменил мнение зрителей.



Вместо сухого старика с портретов мы увидели остроумного желчного мужчину, довольно насмешливо относящегося к своим научным трудам и высмеивающего серьезность Юнга(Майкл Фассбендер). Что их, собственно, и рассорило. Юнг воспринял все написанноеФрейдом как руководство к действию, вследствие чего психоаналитик стал главным членом американской семьи от среднего класса и выше. Фрейд же просто изучал проблему. Взгляд, каким Фрейд/Вигго смотрит, слушая пылкие рассуждения Юнга: «Боже мой… У меня шестеро детей, и нет денег... Мне бы его заботы…». Вигго получил номинацию на«Золотой Глобус».

А потом начались страсти по фильму «Белоснежка и охотник». Роль Охотника изначально предполагалась для Вигго. Но, видимо, это было слишком похоже на Арагорна. Или просто скучно. Если кому-то захочется неглубокомысленно заметить, что Вигго не захотел играть вместе с Кристен Стюарт, то это-то легко опровергнуть. В общем Вигго воспользовался своим уже не раз проверенным методом — если он не хотел играть в фильме, он просил больше пяти миллионов гонорара, зная, что не дадут. И не дали. Возможно, с ним это был бы несколько другой фильм.

Между тем Вигго и Кристен Стюарт встретились в это же время на другой съемочной площадке — малобюджетной экранизации культового романа Джека Керуака «На дороге». Вот это Вигго было уже интересно. Небольшая роль, но зато Керуак. Вместе с Кристен они представляли фильм на Каннском фестивале.

Вигго свободно владеет датским, испанским, французским и... эльфийским. Тот факт, что после«Властелина колец» он снялся примерно в десяти фильмах, хотя мог и в тридцати, говорит об очень большой разборчивости и ответственности. Он хочет отвечать за то, в чем играет. Проходные роли у него уже были, но теперь он может себе позволить выбирать.

— Как вы думаете, что вас делает сексуальным?
— Я действительно не знаю, как к этому относиться. Я уверен, что есть много людей, которые думают, что я просто седая кляча.




Личная жизнь Вигго практически неизвестна. Был когда-то женат, развелся, имеет взрослого сына Генри. Никаких громких романов и поводов порезвиться для папарацци. Вигго любит одиночество на своем ранчо, но он не чужд и звездной суетности. Ему нравится, как он выглядит, и он любит позировать перед фотокамерами. Фотографы любили его снимать еще во времена безвестности. И как профессиональный фотограф, он понимает, что это часть его работы — хорошо выглядеть на фотографиях. Возможно, в нем есть легкое высокомерие, свойственное даже не кинозвездам, а мальчикам, выросшим на Манхэттене. Но это высокомерие без снобизма, это просто осознание — «да, я лучше многих, потому что я слишком много всего могу сделать хорошо, но я далеко не совершенен».

Возможно, Вигго эгоцентричен, но великий режиссерДжон Кассаветис сказал однажды: «Не слушайте, когда говорят, что большое эго — это плохо. Все, что у нас есть, это наше эго». Вигго Мортенсен очень разнообразный, очень сложно устроенный и очень независимый человек. Любое давление — и он ускользает. Журналисты, которые берут у него интервью, жалуются, что он все время уводит беседу куда-то в философские дебри или в рассказы о любимых книгах. От вопросов, которые заботят почтенную публику.

У Вигго есть собственное издательство Perceval Press, которое помогает молодым и неизвестным художникам и поэтам продвигать свои работы. Те, кто его знают лично, отмечают его необыкновенную доброту и щедрость к начинающим талантам. Поэт, актер, художник, философ... Это слишком много, но это —Вигго Мортенсен.

Сейчас у Вигго в работе несколько кинопроектов, один из них в любимой им Испании. Ну, и у него есть Кроненберг, который вряд ли о нем забудет.

«Нет никакого оправдания для скуки. Для грусти — да. Для злости — да. Для подавленности — да. Для безумия — да. Но никогда нет никакого оправдания для скуки».

И знаете что? Лучше не думать, что бы было, если бы Джексон не заменил Таунсенда.

Published 2013.10.23  http://lostfilm.info/news/id19285/#1266

Comments

Popular posts from this blog

Palazzo

One Flew Over the Squirrel's Hollow

Peter Pan and Stella