You Found the Absinthe

"And would it have been worth it, after all,
Would it have been worth while,
After the sunsets and the dooryards and the sprinkled streets,
After the novels, after the teacups, after the skirts that trail along the floor
And this, and so much more?" 
T.S.Eliot, "The Love Song of J. Alfred Prufrock"




Из всех многочисленных «измов», которые породила Первая мировая война и вытекающие из неё исторические катаклизмы в отдельно взятых странах, дадаизм был, наверно, самым милым «измом». Но речь пойдёт вообще не о дадаизме, а просто иногда об отдельно взятых индивидуумах.

Дада незримо, а, иногда и вполне зримо летало над этим блогом поэзией Томаса С. Элиота. «Мы ходим вокруг опунции, опунции, опунции. Мы ходим вокруг опунции в пять часов утра...» 
Меня с дадаизмом познакомил мальчик, отношения с которым сами по себе были Dada в его первозданном и незамутнённом виде. Впрочем, это никак не соотносится с тем, что случилось в DOOM PATROL, в особняке, в окрестностях Кловертона, штат Огайо. (Опять Огайо?)
 
Если вы знакомы с жителями особняка, вы спросите, ну, а когда там что-то не случается. И будете правы. Всегда. Ради всех времён. Ах, нет, это не оттуда. И, в общем, думалось, что главной проблемой третьего сезона будет Дороти, но нет, она просто нахально уехала путешествовать, уладив свои проблемы, и оставила семью на произвол судьбы или как называется то, что с ними постоянно случается. Впрочем, это была совершенно не её война.




Машина времени, о, нет, если вы не верите в эти вещи, и, кстати, правильно делаете, и при этом считаете их ерундой, то просто дальше не читайте. Я всегда всех честно предупреждаю. 
Итак, машина времени принесла в окрестности Кловертона, штат Огайо, красивую даму средних лет, которая помнила только одно: ей нужен Найлс Колдер, и, видимо, для того, чтобы его убить. К моменту её прибытия вышеупомянутый уже покинул сей бренный мир, ну почти… нельзя сказать, что Уиллоби не старался. Дама нашла особняк Найлса, на тот момент пустующий, потому как его постоянные обитатели находились в загробном мире по внезапно возникшему делу не по своей воле, и когда они там интересно проводили время, Рита встретила мужчину, который знал её и помог им, но она совершенно не могла его вспомнить, и это было ещё не самое странное. Перед тем, как Роковой патруль (минус Ларри) занесло в загробный мир, Рита встретила ...себя в форме пилота 40-х годов прошлого века, и эти два события сильно сбили её с толку, что не так трудно и в любой другой день. Но это оказалось слишком даже для Риты. Поэтому через какое-то время, уже после знакомства с прилетевшей дамой, просмотра старой кинопленки от 1919 года, и разных других, мягко говоря, странных событий, которые постоянно имеют место быть в особняке, Рита просто влезла в машину времени, на которой прибыла дама, и отбыла в прошлое, чтобы выяснить, кто был тот мужчина. 

И кто была она сама, Рита Фарр.



Таким образом, машина времени прибыла в прошлое, в 1917 год, чтобы спустя 30 лет, в 1949 году, в неё села таинственная дама, ничего, кстати, таинственного, просто бывшая актриса Лора де Милль, ставшая впоследствии печально известной Мадам Руж, которая прибыла в 2021 год убить покойного Найлса, и в особняке усопшего познакомилась с Ритой, которая села в машину времени, и отправилась в 1917 год, чтобы спустя 30 лет, в 1949 году в неё села таинственная дама и... 

Да. Так Рита создала петлю времени. 



Все ведь помнят, что Гленн погиб, потому что Дэрил свалял дурака. Это из параллельного мира, да. Но всё дело в том, что во всех мирах творится одна и та же фигня. Потому что люди остаются людьми в любых мирах. И я сейчас не о лучшей стороне человеческой натуры, а о той, которая называется глупостью. Малколм, возлюбленный Риты, да, тот самый, которого сто лет спустя она встретила в загробном мире, погиб так же, как Гленн. Из-за Ритиной... эммм... эмоциональности. И вы же помните, что Дэрил всегда хотел отомстить за свой необдуманный поступок кому-то другому, непонятно, почему я написала кому-то, если речь всегда шла о Нигане. Разумеется, Рита хотела отомстить за свою опрометчивость Лоре де Милль, которая, как и Ниган, конечно же, была кругом виновата. 
Но зацикленность на враге часто возникает, когда мы остро чувствуем и свою вину.




Я знаю, весь этот клубок выглядит абсолютно не разгребаемым, хотя клубки и не разгребают, а распутывают, но ведь я ещё даже ни слова не написала о Ларри, о Джейн, о Вике и о Клиффе, а там всё было не то, что бы, как всегда, а намного-намного хуже. Проблемы Ларри с детьми. Экзистенциальный кризис Вика. Плюс Паркинсон у Клиффа. Всегда ведь есть что-то там на торте. И Кей, которая выбрала момент повзрослеть. Это уже целых two bananas short of a dogshit sundae, как сказал ближе к концу сезона Клифф. 

И все эти проблемы, наверно, можно было бы решать в обычном рабочем порядке по мере их поступления даже и без Найлса, если бы не Сестринство Дада и Мадам Руж, с которыми в 1917 году познакомилась Рита, создав цепь событий, которая привела ситуацию к тому, к чему привела. Они, Джейн, Ларри, Клифф и Вик, оказались втянуты в мрачные отношения Риты и Лоры и окутаны Туманом Дада, но, скорее, были лишь кордебалетом в чужой драме. 




В общем, Найлс откинулся в самый неподходящий для его Рокового патруля момент, но в этом была виновата пандемия, потому что Тимоти Далтону было тяжело пересекать океан и выносить карантины ради съёмок. Уиллоби, как я написала в начале, попытался исправить ситуацию, но вмешались зомби, очень похожие на, едва не написала, настоящих, потому что Дэрила я уже упоминала. В общем его мозг в итоге со слезами и последующим ПТСР дружно съели ради собственного спасения. Мозг Найлса, а не Дэрила. Во втором случае, вряд ли там особо есть что съесть.



Так что Лора де Милль ака Мадам Руж немного опоздала. Впрочем, скорее всего, таков был промысел и отнюдь не Божий.

Машина времени производит над своим пилотом любопытную манипуляцию — полностью очищает память. Лора, прибыв из прошлого в Огайо, помнила только одно: ей нужен Найлс Колдер. Больше ничего. Вместо него ей достались безумная девица по имени Джейн, которая всё время хамила. Железный мужик по имени Клифф, который хамил время от времени. Парень-киборг по имени Вик, который иногда хамил. Полностью забинтованный парень по имени Ларри, который практически не хамил. И красивая девушка невнятного возраста по имени Рита, которая вообще не хамила, а вилась вокруг неё, не давая продохнуть. Толку от всех пятерых ноль. Они ненавидели Найлса и безумно по нему скучали. На них на всех наваливались свои проблемы, и они просто скинули её на Риту. Голова Найлса, перед тем, как его мозг был съеден, сообщила ей некоторые неприятные вещи и передала некоторые странные документы. Но старая немая киноплёнка, которая просто благоухала дадаизмом, никак не отвечала на её вопросы: кто она, почему она, зачем она. Плохая она или хорошая. 



Что-то, нечто, какие-то подсознательные воспоминания мучили Риту, и она одна пыталась помочь Лоре, впрочем эгоизм здесь был главной движущей силой, если кому-нибудь вдруг пришло в голову подумать о сострадании к чужой амнезии. Прямо перед знакомством Лоры с Патрулём произошли вышеупомянутые события, а именно поездка на заброшенный курорт, с прямо вытекающим из неё посещением загробного мира и другие последствия (см. выше съеденный мозг), и Рита понимала, что существует какая-то связь между ней самой и прибытием к ним Лоры. Мужчина в загробном мире, поцеловавший ей руку и спасший её жизнь, она сама в костюме пилота, и старая киноплёнка, на которой вместе с Лорой, внезапно обнаружилась и она, Рита. И странное письмо Найлса, которое он написал ей, собираясь в мир иной.

Моя дорогая Рита!
Как я часто тебе повторял, в этом мире есть тайны, за которыми нужно приглядывать. Я посвятил этому делу всю свою жизнь, и когда я умру, эта ноша ляжет тяжким бременем на твои плечи.
Завещаю тебе и ещё одну тайну. Молюсь, чтобы она не пригодилась, но если придёт время — ты единственная, кому я доверяю.
Всего наилучшего.
Найлс.

Мы достаточно давно и хорошо знаем Риту. Точнее, мы так искренне думали.
Но Лора в начале была terra incognita и для себя, и для нас. Даже несмотря на вдумчивое и всестороннее изучение Википедии DC.


В 1917 году, когда Рита по прибытии снова с ней знакомится в Управлении, она кажется ей хорошей. Лора де Милль спасает в подвале Управления пятерых мета людей, безобидных чудаков, пацифистов, от военной службы в качестве оружия. Они проводят весёлые ночи, в танцах и в поэзии, Рита влюбляется в мужчину с птицей вместо сердца по имени Малколм, а он в неё. «Я обменял сердце на канарейку под Верденом. Каждое утро она улетает. И летит в новый день. Ничего не помня о вчерашнем. Глядя только вперёд». 

Они ведут себя как истинные дадаисты, которые «не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего». Но Рита всё время пытается подтолкнуть их к чему-то, к какому-то действию, к Заявлению, к Манифесту, ведь искусство должно спасти мир. Ах, эти мечты ранних либеральных дам. Нынешние мечтают о Сенате и об уничтожении белого мужского рода. 



Всё, что вы хотите узнать о дадаизме, есть в Википедии. Всё, что не хотите, вы узнаете от друзей Риты из Сестринства. 
Милые ли они, эти мета люди из компании в подвале Управления, эти довольно несчастные, разобранные и отбитые дадаисты? Малколм, Шелли Байрон, Ллойд, Холли и Сатико. Рите они кажутся невероятно милыми, потому что, несмотря на то, что после полёта на машине времени она ничего не помнит, но всё же Рита прожила примерно пятьдесят лет в весьма неблагополучной семье, состоящей из людей, которых можно было обвинить в чём угодно, но только не в том, что они были милыми. Это я, в основном, про Клиффа и Джейн. Здесь же так легко, так интеллектуально, так весело, здесь царит любовь и взаимопонимание. И не надо срываться с места на очередное дикое и опасное задание по приказу Найлса или собственной совести, хотя Рита этого и не помнит. Можно просто лежать ночами на диванах и вместе мечтать. Она наконец счастлива впервые в жизни.

Но на всём лежит невидимый для Риты тяжёлый налёт мрачности и полной безысходности. Изменить мир через искусство не удавалось никому и никому не удастся. Дальше этого подвала у них ничего нет. Только война или бунт или смерть. И случатся и война, и бунт, и, само собой, смерть. 



Так проходит 30 лет. В любви и в искусстве, в бурных ночах и дневной работе в Управлении. 

Но за 30 лет изменилась Лора. Она стала всё реже и реже спускаться в подвал к своим подопечным, внутри неё становилось всё темнее и темнее. И как-то ночью 1949 года она спустилась в подвал не одна. А со взводом охраны. 
И всё закончилось. Группа на тот момент безобидных пацифистов была признана годными к военной службе во благо отечества. Отчаянная попытка Риты взбунтоваться против десятка вооружённых людей закончилась нелепой гибелью Малколма. Канарейка умерла.
«Ваше сердце… Вам больно?» — «Вспоминать больнее».

События этой ночи нелегко дались Лоре. Чуть позднее она вступила в Братство Зла и получила от Мозга новое имя — Мадам Руж, тем самым окончательно перейдя на Тёмную сторону. 
И, разумеется, они совершенно изменили Риту. Никогда уже не будет прежней Риты Фарр. Хотя имя осталось то же.



В восьмом эпизоде, SUBCONSCIOUS PATROL, Рита вместе с Сестринством Дада, которое наконец решилось на бунт, устроили давно и основательно спланированную диверсию — Порку. Своё непреодолимое желание отомстить Мадам Руж она экстраполировала на Роковой патруль, заставив их столкнуться нос к носу, в самом прямом смысле, с самыми тёмными углами их подсознания. 

Результат встречи вышел, как всегда у Патруля, очень так себе. Общение с самими собой вылилось в череду скандалов. Только Ларри смог извлечь какой-то урок из душевной беседы с Ларри-Трейнором-в-день-его-свадьбы, но слишком-слишком поздно было что-то исправить. Джейн, Вик и, само собой, Клифф с треском провалились. В последнем случае трудно внезапно перестать быть козлом, если ты всегда им был.


Впрочем, самой Рите вообще было не до них. 
Её ждала встреча с врагом её жизни. Её покойная мама и уже не менее покойный Найлс очень обрадовались бы, узнав, что они сместились в Ритином блэклисте сильно вниз.

Но так как это рассказ о Роковом патруле, то вполне закономерно, что всё со страшным треском пошло наперекосяк. Треск был вполне ощутимый, потому что школьный автобус с Патрулём (минус похищенный мадам Руж Клифф) навернулся на шоссе, так как Ларри перессорился с новым лицом Вика, а у Безумной Джейн сорвало крышу, потому что Кей, оставшись совершенно одна в Подземелье, безумно испугалась, и, да, здесь абсолютная тавтология, но её безумный вопль автобус выдержать уже не смог. 
А Рита вообще не помогала.



После саммита Риты с Мадам Руж у реки, на котором обе стороны определили свои позиции, пообещав друг друга убить, Мадам оборотилась птицей и была такова, оставив Риту наедине с её ненавистью. И Рита вернулась готовить планы мести в особняк. Очень обстоятельно, со стендами и диаграммами. И с портретом своей старой соперницы по Голливуду кинозвезды Деборы Керр на том месте, где должна была висеть фотография Мадам Руж. 
В какой-то момент у Риты тоже стало теряться человеческое лицо, потому что она перестала воспринимать Ларри, Джейн, Клиффа и Вика как семью, как старых друзей. Ей казалось, что именно те 30 лет были самым главным в её жизни, там она была счастлива и обрела настоящих друзей, но всё было отнято, а здесь у неё ничего нет. Жажда мести пробудила её худшие черты. Она стала чем-то походить на Мадам Руж. Но, как я писала в предыдущем эссе, сладость отмщения сильно переоценена. 

Вследствие всего вышесказанного случилась авария по дороге во Флориду, куда был увезён Клифф, над которым Братство Зла, проживающее ныне в доме для престарелых в составе двух индивидуумов (плюс Мадам Руж), произвело нечто ужасное. Хотя не могу не отметить, что танец Мозга под "Aux Champs-Élysées" на последних минутах полуфинала сезона был совершенно бесценен. 

Незадолго до аварии, когда в автобусе начал разгораться скандал, Ларри высказал Рите нелицеприятную правду, и все внезапно осознали, что она просто использует их в своей войне. Они едут не спасать Клиффа, а мстить Мадам Руж.




«Ларри прав. Я… я всех вас забыла. Я… Я вырвалась! Я нашла любовь. У меня были друзья. Если бы не Руж, моя жизнь была бы идеальна. Я могла вас спасти, могла сделать так, чтобы всё пошло иначе, но тогда я бы стёрла и всё, что было со мной, а этого я бы не вынесла! И да, я вернулась, но почему-то больше не чувствую себя дома».

Ах, Рита, Рита.

Вы ведь в курсе, что все жуткие события в этом мире происходят из-за любви. Хиллари проиграла выборы Трампу из-за любви. Да нет же, дело не в Билле. Из-за любви Хумы Абедин к мужу, чьи безобразия на почве секса расследовало ФБР и случайно наткнулось на электронные письма Хиллари там, где их быть не должно было. Так что вот так.



Но если вы ещё здесь, то у меня для вас очень хорошая новость: мы почти добрались до финала истории. И нет, это была не трагедия Шекспира. Это был, скорее, Чехов. Поговорили по душам, покричали, взаимно пообвиняли, а потом те, кто выжил, сели вместе пить чай. 

Между тем, после аварии опять началась череда скандалов, Рита даже ухитрилась сцепиться и с внезапно возникшей из Тумана Шелли. Вик, Ларри и Джейн донесли до Риты, что они никогда не были супергероями, а теперь они вообще просто кучка развалин без каких либо полезных навыков. В итоге они втроём ушли с Шелли и с девушками из Подземелья, а Рита отправилась во Флориду, где нашла недобитый Мадам и Клиффом Мозг.




Дело в том, что Мадам Руж не очень повезло с бывшими однопартийцами. Её, как и мозг Клиффа (не путайте, пожалуйста, с Мозгом), упаковали, чтобы выбросить на помойку и не истории, а на самую обычную. Но Мала устал быть злодеем и потакать Мозгу, и его экзистенциальный кризис (тут все этим страдают) помог Мадам Руж, так что, в общем, она и Клифф с новым очень-очень большим робототелом выбрались из очередной передряги и направились в Кловертон, так как Мадам всё ещё надо было убить Риту, но по дороге между ними случился весьма душевный разговор, вследствие которого Мадам Руж сильно расстроилась, опять обернулась птицей и улетела, бросив Клиффа на произвол судьбы, Паркинсона и, главное, интеллекта.



Мадам Руж полетела туда, где она оставила свои лучшие годы. Свои и Риты.
Это был, наверно, самый прекрасный и горький момент в сезоне.

Лора спустилась в старый заброшенный подвал Управления, в котором всё ещё пылились те диваны, на которых они лежали в те славные ночи. Она включила патефон. "Oceanic Feeling" Molly Lewis. Она бродила по подвалу, вспоминая, и иногда напевая, и иногда танцуя. И очень, очень сильно тоскуя. Она снова становилась Лорой де Милль. 
А потом она нашла дверь, о которой не подозревала, и увидела спрятанную Ритой машину времени. И она решила всё исправить, всё, всё, всё, и спасти всех, всех, всех. Она уже была не совсем Мадам Руж, она уже снова стала немного Лорой де Милль, и она должна была исправить всё, что натворила Мадам. 
Но прошлое изменить нельзя, сказала ей машина времени. 
Но ещё можно измениться самой, поняла Мадам... де Милль.

Она отправилась обратно в Кловертон, написав подробную и безжалостную к самой себе памятку обо всё том, что она должна была забыть по дороге. Кто такие люди, которых она там встретит, и кто такая она. 



Что я там говорила про сладость отмщения? А то, что это хорошо работает только в разговорном жанре. Встреча Риты и Мозга во Флориде прошла для второго весьма нехорошо, несмотря на силу его убеждения. Рита прошла слишком тяжёлый путь, чтобы просто стать примитивной сообщницей отпетого злодея. Безжалостные разговоры до и после аварии позволили ей наконец кое-что осознать. 
Но вы совершенно не хотите знать, как именно Мозг умер. Кипятком из чайника?!?! От кого Рита вообще этого набралась? 

Лора вернулась в особняк за несколько минут до того, как огромный Клифф пересёк поместье, и не в силах отключить своё движение вследствие Паркинсона направился прямиком через парк на Кловертон, чтобы абсолютно непреднамеренно в очередной раз разнести бедный городок. Лора едва успела заново познакомиться с Виком и Джейн, но они умчались попытаться остановить Клиффа, и Лора была уже на старте бежать им на помощь, когда была остановлена очень длинной рукой Риты, схватившей наконец её за горло.



Когда Рита начала её душить, сопровождая своё действие горькими и безжалостными словами, Лора внезапно всё вспомнила: Малколма, подвал, друзей, и попросила у Риты прощения.
«Ты была счастлива с Малколмом. А я всё погубила. Мне очень жаль, Рита. Хочешь — убей меня. Но...»
«Но что?» — спросила Рита. 
«Но я того не стою...»

Вот и всё. 
Месть не в силах ничего нам вернуть. Она даже не в силах вернуть покой.
Но в сухом остатке Рита узнала, что её жизнь не была пустой и бессмысленной, у неё была прекрасная любовь, которая длилась 30 лет, а это намного дольше, чем у подавляющего большинства.

А Лора осталась жить в особняке. Как Ниган в Александрии. Простите, не смогла удержаться. А, собственно, где им обоим жить?



Рассказывать, что случилось в последние минуты финала я не буду, потому что это уже другая история, которая продолжится в четвёртом сезоне. Ах, да, Кловертон, конечно, спасли в самые последние минуты школьного футбольного матча. 
И, да, я преступно мало внимания уделила остальным, а им пришлось весьма несладко. И с Джейн, и с Ларри, и с Виком и с Клиффом произошло в финале много странных и важных событий. Они все пересекли какую-то новую точку взросления, если так можно сказать про публику, которой далеко за девяносто, но, возможно, отсутствие Найлса в их жизни позволило этому случиться. 
Не считая, конечно, жутких вишенок на джемпере Риты. Такие вишенки из шерсти, по две на черенке, разбросанные по всему периметру джемпера. Некоторые вещи нетленны. 



Так что получился, в основном, рассказ о Рите Фарр и Лоре де Милль.  И чуть-чуть о пятерых дадаистах, которые не смогли спасти ни мир, ни себя. Но, возможно, в определённом смысле спасли Риту и Джейн. А два спасённых человека — это не так уж мало. 

Эйприл Боулби и Мишель Гомес были совершенно прекрасны во всех моментах сезона. Изысканны, элегантны и невероятно точны эмоционально. 

И если вы всё ещё читаете этот текст, то даже мысленно не пытайтесь жаловаться на консистенцию грибов. И, поверьте, писать его было ничуть не легче, чем читать. 



«Я нашла вас», — сказала Рита, подходя к сидящему в стороне от остальных Малколму. 
«Вы нашли абсент».










Comments

Popular posts from this blog

Palazzo

One Flew Over the Squirrel's Hollow

Peter Pan and Stella