Empire of the Bale

Это было странное знакомство. Потому что оно случилось три раза. Три разных человека.
Сначала был мальчик, который смотрел на огромный белый гриб, вздымающийся в небе над Империей солнца. Это был атомный взрыв над Хиросимой и закат империи. Мальчик врезался в память намертво, и стал существовать в ней сам по себе, ни с кем ни ассоциируясь.
Это был первый.
Спустя несколько лет в другую эпоху, во время Гражданской войны Севера и Юга, очаровательный юноша развлекал на балу девушку, ещё не зная, что она разобьёт ему сердце.
Это был второй.
А спустя ещё десять лет, в совсем другую эпоху, британский джентльмен отбил у авантюриста индейскую девушку и сделал из неё порядочную женщину.
И это был третий.
Но на самом деле это всегда был один и тот же человек.
Кристиан Бейл. 

Было бы наглостью считать, что можно написать что-то новое и особенное о личности, которою знают все. Или пытаться что-то переосмыслить. На Западе практически не пишут статьи о живых актёрах  — у них просто берут интервью.
Поэтому всё ниже написанное очень субъективный взгляд на человека, который в конце прошлого десятилетия вошёл в число восьми самых влиятельных культовых персон по версии
Entertainment Weekly.



Говорят, что в начале нового века с тотальным наступлением Интернета, Кристиан Бейл был самой культовой и легендарной онлайн-звездой. У него была невероятная популярность в Сети. Это было задолго до его Бэтмена. И сейчас это кажется уже легендой, потому что с появлением Twitter его сменили другие онлайн-герои, возможно, менее достойные. Как написал один журналист: «But the Internet killed the monoculture».

Сейчас Бейла нет в социальных сетях. Вообще. Он построил вокруг себя каменные стены и никого за них не пускает. И посмотрим правде в глаза — Интернет, как правило, убежище для тех звезд, которым не хватает внимания.



Кристиан мог бы сохранить семейную традицию и стать летчиком, как его дедушка, военный летчик из Южной Африки, или как его отец, Дэвид Бейл, коммерческий пилот, предприниматель и искатель приключений. Дэвид Бейл прожил жизнь под девизом: «Быть скучным —это грех». Мать Кристиана была цирковой танцовщицей. Но между Кристианом и небом встало одно обстоятельство — его дар требовал присутствия на земле.

Кристиан родился в Уэльсе, но всегда настаивал в интервью, что он англичанин. Впрочем, эту тонкость могут понять, в основном, только британцы. Профессии родителей не предполагали постоянного сидения на одном месте, поэтому они и не сидели. Южная Африка, Англия, Португалия, США...

В 12 лет Кристиан дебютировал в одном из театров лондонского Вэст-Энда, и в том же году впервые появился на телеэкранах в нашумевшем мини-сериале NBC Anastasia: The Mystery of Anna в роли царевича Алексея.

Царевича Алексея заметил Стивен Спилберг, когда искал мальчика для своей новой работы. Один из его лучших фильмов — легендарная военная драма ИМПЕРИЯ СОЛНЦА  — начинал свою историю.
В конкурсе на роль Джейме «Джима» Грэма участвовало 4000 детей. Спилберг знал, что фильм может получиться только в одном случае. Этим случаем и оказался Кристиан Бейл.

И если бы Кристиан больше никогда не снимался в кино, он всё равно уже вошёл в историю мирового кинематографа. В 13 лет за два с половиной часа экранного времени он показал всё. Спустя четверть века можно смело сказать, что роль Джима останется навсегда одной из его самых сильных ролей. И ни в коем случае не потому, что взрослым он стал играть хуже. Просто в 13 лет Бейл сыграл так, как редко играют большие профессионалы. Один из таких профессионалов, Джон Малкович,  почти весь фильм был с ним рядом.



Почему Бейл не получил тогда Оскар и даже не номинировался — это вопрос на миллион долларов. С другой стороны, Киноакадемия спустя 20 лет всё равно дала ему Оскар. Киноакадемия умеет исправлять свои ошибки, что есть, то есть, и не всегда Оскар дают именно за то, что написано на листке в конверте.
Игра юного Бейла в 1987 году произвела на критиков такое впечатление, что специально для него была учреждена награда Best Performance by a Juvenile Actor.

Спилберг познакомил его с двенадцатилетней девочкой по имени Дрю Бэрримор, и спустя много лет оба сознались, что были влюблены друг в друга. Но детская влюблённость столкнулась с реальностью — у обоих впереди были нелегкие времена. Дети-актёры и нормальное детство, как правило, вещи несовместимые.


Так что детства лишился не только Джим в ИМПЕРИИ СОЛНЦА. Детство закончилось и для Кристиана. Внезапная слава совершенно выбила его из равновесия. Он выдержал тяжелейший марафон съёмок, но сломался после премьеры. Кристиан не выносил обрушившегося на него внимания и убегал с пресс-конференций в слезах. Интервью он возненавидел на всю жизнь. И, в конце концов, Кристиан решил не продолжать актёрскую карьеру. Он говорил себе: «Я не хочу делать это снова». Позднее в интервью Кристиан объяснял, что это был слишком тяжелый опыт для ребёнка, и что ему хотелось бы вернуться в прошлое и получить нормальное детство... без изнурительных съёмок, без репортёров, без славы...

Но через два года Кеннет Брэна уломал Кристиана вернуться и сыграть в фильме ГЕНРИХ  V. Убежать от самого себя, как правило, нереально.

И в 16 лет Кристиан бросил школу, чтобы заняться карьерой. Он подал документы в The Royal Academy of Dramatic Art и во все остальные ведущие театральные школы Лондона, и был везде принят, но родители убедили его сосредоточиться на карьере. Впоследствии Бейл часто сожалел о том, что послушался и не получил театрального образования.

Когда Кристиану исполнилось 17 лет, родители развелись. Дэвид Бэйл забрал сына и увёз его в Калифорнию, и с тех пор Кристиан бывал на родине только наездами, почти не встречаясь с матерью, бабушкой и одной из сестёр.



Фанаты, конечно, могут быстро вспомнить все фильмы, в которых Кристиан снялся в начале, середине и в конце 90-х, но эта статья не имеет цели подробно исследовать всю фильмографию Бейла.

Красивый молодой джентльмен по имени Лори, разглядывающий из-за шторы юных соседских леди в блистательной экранизации романа Луизы Мэй Олкотт МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ, наверно, для многих зрителей показался очаровательным незнакомцем. Он был лёгкий, очень эмоциональный и раскованный. Он был практически единственный мужчина в фильме и совершенно не терялся на фоне великолепных актрис.
К Джиллиан Армстронг, режиссеру фильма, Бейла привела Вайнона Райдер.



В том же, 1994 году, Кристиан сыграл роль, о которой почему-то редко упоминают в его биографиях. Датчане обрушились на святое — они сняли фильм, основанный на легенде о принце Ютландии, Алмеде. Нам он больше знаком под именем Гамлета и по «To be or not to be....»
Сюжет фильма основывался на оригинальной легенде, которую использовал Шекспир. Бейл выглядел эффектным в скандинавских средневековых одеждах и был очень органичен, но сюжет фильм не упирался в духовные искания принца, и разыграться там было негде. Фильм оказался практически не замеченным ни зрителями, ни критиками. Хотя все британские звёзды сыграли хорошо, и Бейл, и Хелен Миррен, и Гэбриэл Бирн, с которым Кристиан за один год встретился в двух фильмах.
Наверно, Лори в МАЛЕНЬКИХ ЖЕНЩИНАХ стал пусть и не самой сильной, но самой заметной ролью Бейла в 90-х.



Кристиан сыграл небольшую роль в экранизации романа Генри Джеймса — ПОРТРЕТЕ ЛЕДИ Джейн Кэмпион. Кто там только не играл из нынешних суперзвёзд. Бейл опять встретился лицом к лицу с Малковичем — милый юноша по имени Эдвард Розьер собрался жениться на дочери персонажа Джона.
Изысканная внешность молодого Бейла очень хорошо смотрелась в костюмных драмах. Кристиану же, как он говорил, нравился сам процесс игры, похожий на американские горки: вверх, вниз и снова верх, вниз...



90-ые годы для Кристиана оказались тренировочным десятилетием, часть из которых он протанцевал на экране — NEWSIES, SWING KIDS, МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ... Он довольно много снимался, но его замечали, скорее, потому, что он был молод и очень красив. Бейл играл очень хорошо, но кинокритики считали, что закончили с Бейлом в конце 80-х, а этот парень был просто один из многих красивых мальчиков в Голливуде. К тому же англичанин. Который больше  предпочитал независимое кино и скромные бюджеты.

Но два культовых фильма — АМЕРИКАНСКИЙ ПСИХОПАТ и МАШИНИСТ  — снова заставили говорить о Бейле. Новый век начинался хорошо. И Кристиану было всего 26 лет.

В 2006 году Теренс Малик пригласил Бейла в свою невероятно красивую историческую драму НОВЫЙ СВЕТ.

Главным героем и любовником в НОВОМ СВЕТЕ был Колин Фаррелл в роли капитана Смита. Джон Рольф в исполнении Бейла был персонажем второго плана. Но в итоге всё хорошо закончилось — главная героиня, индейская девушка, известная в истории как принцесса Покахонтас, вышла замуж не за ветреного авантюриста Смита, а за умного британского джентльмена Джона Рольфа, и если бы не оспа, возможно, прожила бы с ним долгую и хорошую жизнь. Вряд ли кто-то сейчас может рассказать, что случилось в реальности: где заканчивалась романтика и начиналась политика. А в фильме Малика появляющийся ненадолго в кадре Бейл смёл Фаррелла с экрана. Впрочем, для того, чтобы снести Фаррелла необязательно быть Бейлом. У Фаррела много фанатов, но этого недостаточно, чтобы окупать большие бюджеты и вытаскивать на себе двухчасовую эпическую драму.
Другое дело — Бейл.

НОВЫЙ СВЕТ Малика вышел на экраны через год после явления миру блокбастера БЭТМЕН: НАЧАЛО. Надев костюм Бэтмена, Кристиан, наконец, стал признанной суперзвездой, что иногда означает — о нем впервые узнали... ну в общем те, кто громко разговаривает и жуёт в кинотеатрах, а потом бежит на Интернет-ресурсы.



И здесь нужно вернуться в 90-е. Мировая слава ждала Кристиана там — он был почти утверждён на роль Джека Доусона в ТИТАНИКЕ, но продюсеры спохватились в последний момент. Два англичанина в главных ролях должны были играть двух американцев. Это было очень неполиткорректно. И на роль Джека нашли  настоящего американца. Конечно, весьма интересно, как бы всё сложилось, если бы Джека сыграл Бейл. Если закрыть глаза и попытаться мысленно заменить в ключевых сценах юного Лео на юного Кристиана встаёт очень интересная картина. Это был бы совершенно другой фильм. Дело не в том, что кто-то из них более или менее талантлив, чем другой. Дело в разной энергетике, и в том, что молодому Бейлу лучше удавались романтические роли. И, что немаловажно именно для ТИТАНИКА, Бейл всегда был отличный танцор, а Лео нет, и ему понадобился дублёр.
Скорее всего, если бы Бейл сыграл Джека, то с ним не случилось бы того, что случилось с Лео, который едва не утонул вместе с лайнером. Критики и зрители никогда не были суровы с Кристианом так, как с ДиКаприо.



Так уж исторически сложилось, что Бейл и ДиКаприо — две суперзвезды одного поколения, и они всегда существовали в параллельных мирах, не мешая друг другу. Хотя, как известно, ДиКаприо отказался от роли в АМЕРИКАНСКОМ ПСИХОПАТЕ, потому что в те годы он избегал одиозных ролей. Бейл никогда не избегал. Скорее наоборот, они его притягивали.

Но зато Бейл  долгое время избегал блокбастеры, потому что он с блокбастера начал. По его словам, в блокбастерах крутится слишком много людей и слишком много денег, поэтому там меньше возможностей реализовать себя в творческом плане.
Что ж, бэтмениана Нолана — лучшее подтверждение слов Бейла.

Наверно, предложение Кристофера Нолана было из разряда тех, от которых нельзя отказаться. Кристиан любил комиксы, а в детстве, наверно, надевал на Хэллоуин костюм Бэтмена, как многие мальчики, и, в конце концов, почему нет?

От первого нолановского переосмысления жизни Бэтмена не осталось вообще никаких воспоминаний. Включая имя режиссёра. От ТЁМНОГО РЫЦАРЯ осталось незабываемое впечатление по имени Джокер. От третьего фильма — Том Харди.

Что касается Кристиана в роли Брюса Уэйна, то на нём чертовски элегантно сидели костюмы.
Но, наверно, Бейл, в отличие от фанатов, понимал, что роль Бэтмена от него ничего выдающегося и не требует.

Каким он был Бэтменом по шкале кино-Бэтменов? Гораздо лучше Клуни и Вэла Килмера, но хуже Майкла Китона. Но это проблема не Бейла, просто фильмы Тима Бёртона намного сильнее и глубже и не страдают болезненным пафосом новой бэтменианы.

Между Бэтменами Нолан задействовал Кристиана в ПРЕСТИЖЕ. Нолан очень любит снимать суперзвезд или потенциальных суперзвёзд, здесь надо поклониться ему за то, что он сделал звёздами и Бейла, и Джозефа Гордона-Левитта и многих других, не требуя при этом от них никаких титанических усилий. Покрасовались у Нолана и получили мировую славу, которую заслужили лет 20 назад. Так что недооценивать вклад Нолана в историю кино ни в коем случае не стоит.
Но оставим ПРЕСТИЖ и уничтоженную в глазах подростков репутацию Николы Теслы на совести Нолана.


Иногда, глядя на фильмографию Бейла, кажется, что ему всё равно, где сниматься в какой-то отрезок времени, а в другой отрезок — не всё равно. Под настроение. Он не знает слова «провал», он слишком профессионален для этого и никогда не ленится. Но чем больше ему нравится роль, тем сильнее он заводится.

Так что Нолану ноланово, а в 2009 году Бейл впервые встретился на съёмочной площадке с Дэвидом О.Расселом в его спортивной драме БОЕЦ. Главным результатом этой встречи оказался полученный Кристианом Оскар. Некоторые выигрывают Оскары с первого захода. Как ни странно, он оказался вторым Бэтменом, который смог, содрав униформу с ушками, выиграть главный приз голливудских гонок. Первым был самый жуткий Бэтмен в истории кино — мистер Клуни. Общее у них ещё и то, что обоих открыл Спилберг.
Но на этом параллели и заканчиваются.



В 2010 году Бейл вернулся в историческую Империю солнца — он снялся в китайской военной драме ЦВЕТЫ ВОЙНЫ. Спустя 20 лет он снова оказался в Китае, оккупированном Японией, но не в Шанхае, а в Нанкине, и опять прошёл через тот ужас, через который прошёл его Джим. Только теперь он был взрослым, и ему пришлось спасать юных китаянок от японского плена.

В первом десятилетии у Бейла было очень много сильных работ, но пусть о них напишет кто-нибудь другой. На самом деле, у каждого зрителя всегда есть лишь два-три любимых фильма у актёра, который им интересен. Другая история — фанаты. Для них ценно каждое телодвижение объекта преклонения.

После очередного влезания в костюм Бэтмена и, скорее всего, последнего, Бейл снова встретился с Дэвидом О. Расселом. Тому пришла в голову весьма интересная идея: а не пора ли попробовать Бейла в комедии? Как оказалось, пора. И Рассел снял свою феерически блистательную криминальную комедию АФЕРA ПО-АМЕРИКАНСКИ.

Выяснилось много интересных вещей.
Во-первых, Бейлу совершенно не надо иметь стройный торс, чтобы дамы умирали от него и за него.
Во-вторых, ему даже не нужна роскошная шевелюра — достаточно скрывать залысину.
Строго говоря, и его красивое лицо тоже не нужно. Он может выглядеть замучено и заурядно. Он может всё время хвататься за своё больное сердце.
Ему не надо быть супергероем.
Ему даже не надо быть самым ярким персонажем фильма.
Потому что в итоге он всё равно выиграет.
Ирвин Розенфельд свёл на нет всех ослепительных Бейлов за 20 лет, и обвёл их вокруг пальца так же, как тех несчастных, которые весь фильм не принимали его в расчёт.



Наблюдать за Бейлом в АФЕРЕ ПО-АМЕРИКАНСКИ — это как медленно и с наслаждением смаковать что-то очень-очень вкусное.
Кристиан получил вторую номинацию на Оскар, но в 2013 году случился внезапный прорыв на всех фронтах «юного дарования» — многообещающего актёра Мэттью МакКонахи, и all right, all right, all right...
В любом случае у Бейла на один Оскар и на три-четыре Нолана больше, чем у ДиКаприо.



Через два дня после окончания съёмок в АФЕРЕ ПО-АМЕРИКАНСКИ Кристиан приступил к съёмках у Малика в драме РЫЦАРЬ КУБКОВ. Фильм не имел никакого сценария и весь отснятый материал — чистая импровизация. Когда он выйдет на экраны неизвестно, потому что Малик увязал с ним свой новый, неназванный пока проект, к которому приступит в 2015, и в котором снова будет сниматься Бейл. Малик — это само по себе хорошо, а два Малика с Бейлом хорошо втройне.


Так что такое Кристиан Бейл?  Когда мы смотрим фильм, нас интересует персонаж, но когда мы читаем или пишем об актёре, нас интересует он сам.

Бейл, получивший в юном возрасте колоссальный стресс от общения с прессой, в зрелом возрасте редко даёт интервью. Кристиан говорит, что и в работе он — одиночка, потому что предпочитает нести ответственность только за свою работу. Он не командный игрок, на съёмочных площадках он чаще всего держится в отдалении от всех.

Свою личную жизнь он полностью отгородил от пристального внимания масс-медиа.
О его женитьбе известно немного. Очаровательная Сиби Блажич была персональным ассистентом Вайноны Райдер, и Вайнона снова сыграла роль доброй феи. Они поженились просто и без затей — в 2000 году сбежали в Лас-Вегас, и двойник Элвиса обвенчал их. В 2005 году у них родилась девочка. Но Бейл ни разу не подтвердил имя своей дочери журналистам. Всё, что достаётся прессе, это редкие фотографии, сделанные папарацци на улице или в аэропортах. На фотографиях они выглядят счастливой семьей, и, по словам его сестры, Бейл очень преданный муж и отец.
Отец Бейла оказался несколько экстравагантней —  после свадьбы сына, он женился на известной журналистке и феминистке Глории Стэйнем, которая до 66 лет восставала против института брака. Дэвид Бейл умер в 2003 году от рака. Отношения с сыном в последние годы разладились, после того как Кристиан узнал, что отец весьма вольно распоряжался его гонорарами. Но сам Кристиан никогда об этом не говорит.



В 2008 году после премьеры ТЁМНОГО РЫЦАРЯ в Лондоне в отеле произошел тяжелый инцидент между Бейлом, его матерью и сестрой Шэрон, закончившийся арестом Бейла за словесные оскорбления. Судя по тому, что попало в прессу, в конфликте между его матерью и женой, Бейл встал на сторону жены. Судья отказался возбуждать дело, и Бейл был отпущен. Но с тех пор Бейл не общается ни с матерью, ни с сестрой.

Скорее всего, если дочь Кристиана захочет стать актрисой, ей придётся ждать совершеннолетия — Бейл не позволит ей лишиться нормального детства, как это случилось с ним.




Итак. У Кристиана есть жена, дочь, две собаки и три кошки. Один Оскар. Парочка публичных скандалов, потому что у него далеко не самый милый характер на свете. Он это знает и избегает частых появлений на публике. Фильмография в сорок с лишним фильмов, и примерно половину его работ в этих фильмах можно определить как близкие к гениальным. Он дьявольски хорошо танцует.  Он отличный наездник. Он не контактный и недоверчивый человек. В числе его друзей упоминаются только двое  — Вайнона и Хит Леджер — и выглядит это невесело. Он много читает. Он не любит, когда его имя фамильярно уменьшают до Криса. Он активно занимается благотворительностью в пользу животных, но это общее место. У него два гражданства — британское по рождению и благоприобретенное американское, но он позиционирует себя как английский актер. Ещё Бейл, несомненно, один из самых красивых мужчин в мире, но после роли Ирвина Розенфельда — это уже не так актуально. И, да, разумеется, он — одна из икон мирового кино. И ему всего 40 лет.


В одной из последних серий MAD MEN Дон Драйпер с нежностью сказал Пэгги: «Я беспокоился о многих вещах в своей жизни, но я не беспокоился о тебе».
Мы беспокоимся, получит ли когда-нибудь ДиКаприо свой долгожданный Оскар, но мы никогда не беспокоились о Бейле. 




Editor Ekaterina. 
Катя, спасибо большое . 

Comments

Popular posts from this blog

Peter Pan and Stella

Palazzo

The Wind that blows between the Worlds