Brothers in Arms



«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». 

Отец-пожарный, раздосадованный тем, что его сын восхищается новым преподавателем литературы, скажет какие-то слова. Потом отца убьют, и вспомнятся именно эти слова. Старший сын будет искать в них правду и утешение, но все закончится чертовски плохо — он окажется в тюрьме, а его младший брат, повзрослев, пойдет по его стопам. Но редко кто выходит из тюрьмы прежним... И для братьев все перевернется с ног на голову. Но слова и дела уже нельзя будет исправить. И прозвучит выстрел. Много выстрелов. Но старший задаст в равнодушное пространство правильный вопрос: «Что я
наделал?!?».

И мы, которые в данной ситуации и есть это пространство, не останемся равнодушными. Она нас всегда задевает, эта «Американская история Х».


Венис, пригород Лос-Анджелеса. Безоблачно страстный секс молодого скинхеда Дерека Виньярда прервет его брат Дэнни — два афроамериканца угоняют его машину. Дерек выскочит на улицу, и Дэнни потом долго будет сожалеть, что оторвал брата от девушки. Старший обстоятельно убьет двух угонщиков и попадет в тюрьму на три года, хотя показания младшего сильно смягчат приговор.

Затем действие переносится на три года вперед — в день, когда Дерек должен выйти на свободу. Дэнни, к тому моменту уже старшеклассник, во время вынужденного отсутствия брата пошел по его стопам — подружился с идейным лидером местных скинхедов Кэмероном Александром. И даже написал очень душевное школьное сочинение по мотивам «Майн кампф». Учитель Боб Суини заставит его писать новое и условно назовет его «Американская история Х». Но Дэнни ждет другой сюрприз — старший брат вернулся из тюрьмы совершенно новым человеком. И начнется новый путь братьев друг к другу...





Сценарий дебютанта Дэвида МакКенны был принят к производству студией New Line Cinema. В режиссерское кресло посадили Тони Кэя. Это тоже был его режиссерский дебют, который он вряд ли вспоминает с удовольствием. Кэй предложил роль Дерека Виньярда Хоакину Фениксу, но тот отказался. И роль досталась тому, кто очень хотел ее получить — Эдварду Нортону. На роль Дэнни взяли молодого и очень талантливого Эдварда Ферлонга, звезду блокбастера «Терминатор 2: судный день». Боба Суини сыграл Эвери Брукс. Образ матери Дерека и Дэнни, Дорис, воплотила Беверли Д'Анджело. Небольшую, но ключевую роль убежденного неонациста Кэмерона сыграл звезда 70-х Стэйси Кич. В эпизодической роли учителя и поклонника Дорис появился замечательный американский актер Эллиот Гулд. Роль заключенного Леймонта исполнил Гай Торри.



Съемки сопровождала «голливудская история Х». Первый вариант фильма не понравился Кэю, и он его перемонтировал, но второй вариант не устроил New Line Cinema, и Кэй был фактически отстранен от завершения работы. Окончательный монтаж доверили Нортону, который очень рвался это сделать, и у него все получилось. Скандал режиссера со студией растянулся еще на несколько лет в залах суда. Но все, что удалось Кэю, это не позволить фильму участвовать на кинофестивале в Торонто.

Бюджет проекта составил $7,5 миллионов, общие кассовые сборы в мире — $23 миллиона. Киноакадемия номинировала Эдварда Нортона на «Оскар» за «Лучшую мужскую роль». Эдвард получил еще несколько престижных номинаций, и его работа была высоко оценена критиками. Юный Ферлонг удостоился номинации Young Artist Awards. «Американская история Х» вошла в список «500 величайших фильмов всех времен» по версии журнала Empire.





Фильм был снят в жанре так называемого нелинейного повествования — действие происходит в прошлом и в настоящем, затем снова возвращается в прошлое. Жизнь Дерека до заключения и в тюрьме была снята на черно-белую пленку, а возвращение домой и воспоминания о раннем детстве братьев — в цвете.

Голливудские разборки давно остались в прошлом, но сюжет фильма как был актуален с 20-х годов прошлого века, так остался актуальным и сейчас. Фильм не дает ответ на вопрос, почему люди становятся неонацистами и скинхедами, хотя проследить какую-то тенденцию по сюжету можно. Но эта история немного о другом. И Дерек, и Дэнни слишком умны и образованы для банальных уличных скинхедов. Но в какие-то моменты жизни они ищут ответы на насущные вопросы — «кто виноват» и «что делать» — именно в этой среде. Когда после очередного пламенного выступления Дерека за семейным столом друг матери, Мюррей, в сердцах скажет, что парень навсегда потерян для нормального общества, мама юноши ответит: «Он просто мальчик, оставшийся без отца». И окажется недалека от истины.



А потом тюрьма. В тюрьме — татуировка в виде свастики, и это, в общем, просто татуировка. Дерек попытается и там быть крутым, но его быстро обломают. Слова, сказанные ему напарником по складыванию белья, чернокожим заключенным Лэймонтом: «Приглядывай за своей ж***, приятель, потому что в тюрьме ты — ниггер», — окажутся страшной правдой. Изнасилование — само по себе трагедия, но Дерека изнасилуют «свои» — зэки с татуировками в виде свастики. И окажется, что в тюрьме у него один друг, — черный Лэймонт. Последующие месяцы срока Дерек проведет в осмыслении своей жизни. Это обычное дело — когда осмысление идет через собственную, в данном случае, буквально, задницу.





«Американская история Х» очень четко и внятно поднимает проблему неонацизма в Америке, которая, впрочем, мало отличается от аналогичной проблемы во всем мире. Лента очень хорошо раскрывает и расовые вопросы. Почему некоторые белые люди считают, что их цвет кожи — это признак чего-то особенного, вообще загадка большой белой души. Дерек получает три года за убийство двух афроамериканцев, а Лэймонт отбывает шесть лет за то, что уронил на ногу копа телевизор. Вот так выглядит Фемида.




Нортон сыграл все стадии перерождения Дерека блистательно. Не отстал от него и юный Эдвард Ферлонг. По сути, вся история — это монологи и диалоги двух братьев. Благодаря их игре картина получилась очень сильной, неординарной и бьющей по нервам. 
Вряд ли фильм смог донести хотя бы до одного молодого скинхеда, что неонацизм — это совсем не круто. Он не учит, он просто показывает проблему.

Скорее всего, в нынешнем Венисе нет скинхедов. Теперь это престижный пригород, в котором живет лос-анджелесская богема и кинозвезды. Но проблема просто переехала. За 15 лет с момента своего выхода картина не потеряла остроты, а ее тематика актуальна вот уже почти сто лет. И, к сожалению, сильных драм, раскрывающих подобные вопросы, все еще мало. Наверно, «Американская история Х» до сих пор является лучшим киноуроком истории по этой теме.


Comments

Popular posts from this blog

Peter Pan and Stella

Palazzo

The Wind that blows between the Worlds