What a Hell
Этот фильм стабильно находится в пятерке лидеров топа-250 на сайтеIMDb.
Гангстерские драмы почти всегда вызывают некоторое чувство безнадежности. Мы становимся жертвами чего-то вроде «стокгольмского синдрома» — начинаем сопереживать бандитам. Иногда мы сочувствуем одновременно и гангстерам, и их врагам. Тогда у нас разрывается сердце — чью же сторону принять? А иногда злодеи и их жертвы оказываются по одну сторону баррикад, потому что против них встает третья сторона. И тогда Брюс Уиллис снимает со стены катану.
Это «Криминальное чтиво», и нам никогда не надоест его «перечитывать».
Фильм снят с использованием так называемого нелинейного повествования и состоит из семи частей. Парень по имени Ринго со своей девушкой Иоландой начинают захват кафе с целью лишить посетителей самого дорогого, что у них есть, — кошельков. Два бандита, Винсент иДжулс, работающие на криминального босса Марселласа Уоллеса, заканчивают дело с изъятием загадочного кейса и едут в машине, обсуждая предстоящую встречу Винсента с женой босса, Мией. Винсенту нужно проветрить Мию походом в ресторан по приказу босса. Боксер Бутч Куллидж беседует с Марселласом о своем участии в договорном поединке. Но, конечно, что-то где-то должно сорваться с катушек и пойти не так.
«Криминальное чтиво» стало третьим режиссерским проектом молодого и безумно талантливого фильммейкера, актера и сценариста Квентина Тарантино. Его второй фильм, «Бешеные псы», имел большой резонанс и вызвал восхищение критиков. Но это было только начало фейерверка. Тарантино приступил к сценарию «Криминального чтива» в 1992 году в Амстердаме. Там к нему присоединился сценарист Роджер Эвери, который уже написал часть текста.
«В Европе все немного не так. В смысле, там все точно так же, как и здесь, только немного по-другому» (Винсент, «Криминальное чтиво»).
Первоначально сценарий приняла к производству TriStar, но, поразмыслив, ее боссы сочли затею слишком безумной. И тогда текст попал на новую студиюMiramax, став ее первым самостоятельным проектом с бюджетом в $8,5 млн. У руля Miramax тогда стоялХарви Вайнштейн, у которого, как известно, нюх на будущие шедевры. Съемки начались 20 сентября 1993 года.
Самой значительной звездой из актерского состава на тот момент был Брюс Уиллис, получивший роль Бутча. Роли Винсента иДжулса достались, соответственно, Джону Траволте и Сэмюэлу Л. Джексону. ПричемТраволта попал в «Чтиво» благодаря отказу Майкла Мэдсена, который предпочел другой проект. Роль Джулсаписалась под Джексона, но он, правда, едва не завалил пробы. Между тем, этот фильм сделал обоих звездами первой величины.
Мию сыграла известная, в основном, только кинокритикам, молодая актриса Ума Турман. Студия не очень хотела подписывать с ней контракт, но Тарантиноуперся как бык. Впервые ее увидев, он уже не желал приглашать никого другого на эту роль. И 24-летняя Ума Турман также проснулась после премьеры суперзвездой.
Роль Вульфа была написана специально для Харви Кейтеля, который, как и Тим Рот, воплотивший образ Ринго, работал с Тарантино в «Бешеных псах». Иоланду сыгралаАманда Пламмер, а Марселласа — Винг Рэймс. Небольшие партии получили Эрик Штольц,Розанна Аркетт и Кристофер Уокен. И, конечно, Тарантино не смог устоять и сыграл Джимми.
Триумфальная премьера состоялась в мае 1994 года на Каннском кинофестивале, ровно 20 лет назад. Фильм выиграл «Золотую пальмовую ветвь». Затем, 14 октября, он вышел в американский прокат сразу в 1100 кинотеатрах и заработал $107 млн, став первым инди-фильмом, взявшим эту планку (Miramax на тот момент была независимой студией). В мировом прокате «Криминальное чтиво» собрало $213 млн.
Картина получила семь номинаций на «Оскар»: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший оригинальный сценарий» (Тарантино и Эвери), «Лучшая мужская роль» (Траволта), «Лучшая мужская роль второго плана» (Джексон), «Лучшая женская роль второго плана» (Ума Турман) и «Лучший монтаж». И с этого момента Тарантино начал собирать золотые статуэтки за свои сценарии.
Из шести номинаций на «Золотой глобус» три были выиграны: «Лучший фильм», «Лучший сценарий» и «Лучший режиссер». В общей сложности, лента собрала больше шести десятков наград. Критики были в восторге, а маленькая независимая компания Miramax стала грозным конкурентом голливудских студий.
В 2013 году лента была внесена в «Национальный реестр фильмов США» как имеющая культурное, историческое или эстетическое значение.
«Перед боем ты почувствуешь неприятное легкое покалывание. Это твоя гордость. Пошли ее ко всем чертям» (Марселлас Уоллес — Бутчу).
Структура фильма устроена сложно. Семь частей, но название имеют только три новеллы. Начало, конец и середина перепутаны. Тарантино, доставляя себе удовольствие, сворачивал зрителям мозги, но зрители оставались ему за это только благодарны. Картину можно отнести к жанру «черная комедия» или «нео-нуар», но, по сути, «Криминальное чтиво» — это целая Вселенная. Эклектичные диалоги, ироничный баланс черного юмора и насилия, кинематографические аллюзии и отсылки к поп-культуре — все смешалось в доме Тарантино. И этот адский коктейль с его бесконечным шармом очаровывает уже не одно поколение зрителей.
За 20 лет о фильме написаны тонны статей, потому что он стал одним из самых значительных проектов своего времени. Мы вряд ли можем добавить что-то новое. Если вы видели эту ленту, сами все понимаете. Если нет... Но этого просто не может быть, а если может, то впереди вас ждет незабываемое зрелище, которое пока остается непревзойденным шедевром Тарантино.
«Так что я выхожу, допиваю бокал, говорю: "Был приятный вечер", — иду домой, дрочу, и на этом все» (размышления Винсента).
Published 2014.05.08 http://lostfilm.info/news/id20751/#1866
Published 2014.05.08 http://lostfilm.info/news/id20751/#1866
Comments
Post a Comment
Комментарии модерируются на предмет - спама, рекламы, ненормативной лексики, гомофобии, расизма, малограмотности и политических лозунгов. Всё остальное можно. Alina