Rain in the City


Семь дней недели — понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье — последние, которые проведет на работе пожилой детектив Уильям Сомерсет. Семь дней проведет на новой работе в малознакомом городе его молодой напарник, детектив Дэвид Миллз. Семь смертных грехов — Чревоугодие, Алчность, Праздность, Гордыня, Похоть, Зависть и Гнев — во всей их страшной красе представит им загадочный маньяк Джон Доу.

И по мистическому совпадению один из лучших триллеров 90-х Семь/Se7en займет седьмое место в числе самых кассовых фильмов 1995 года.



Немолодой детектив Сомерсет уходит на пенсию. Ему осталась всего одна неделя, и Сомерсет получает в напарники нового детектива, молодого Дэвида Миллза. Первое же дело, которое им достанется, будет весьма странным — труп огромного, закормленного в прямом смысле до смерти, мужчины. Сомерсета сразу охватят плохие предчувствия: это начало чего-то страшного. И он окажется прав — во вторник убьют известного адвоката, и на полу кровью будет написано слово «алчность». Детективы еще раз обыщут квартиру первой жертвы и найдут там слово «чревоугодие». И образованный Сомерсет, в отличие от своего немного неотесанного напарника, сразу вспомнит «Божественную комедию»  Данте Алигьери и семь кругов чистилища.
Но начало недели еще будет похоже на нормальную жизнь. Трейси, очаровательная жена Миллза, пригласит одинокого Сомерсета в гости, и они проведут приятный вечер втроем. Трейси расскажет, что они приехали в этот спокойный город от шума мегаполиса. 

Но уже в среду убийца представит им третий смертный грех — Праздность.
И до конца недели останется всего четыре дня.

Начинающий автор Эндрю Кевин Уокер очень плохо провел время в Нью-Йорке, и итогом этого неудачного путешествия стало написание сценария «Семь». На сценарий польстилась тогда еще независимая студия New Line Cinema. Уокер назвал одного из двух главных героев в честь своего любимого писателя Сомерсета Моэма. На его роль автор хотел видеть сначала Уильяма Херта, потом Аль Пачино, но потом произошла цепь судьбоносных случайностей.


New Line Cinema попросила переписать концовку сценария на менее страшную, и Уокер, скрепя сердце, переписал. Примерно в это же время студия решила пригласить в режиссерское кресло малоизвестного клипмейкера Дэвида Финчера. Как известно, к этому времени «клипмейкер» уже успел весьма трагично побыть режиссером культовой франшизы «Чужой 3», и больше снимать полнометражные фильмы не собирался. Студия об этом ничего не знала и отправила ему сценарий. По ошибке Финчеру отправили оригинальный вариант. Так как Финчер находился в кровожадных чувствах к кинематографу, прочитав сценарий с таким «милым» финалом, он неожиданно согласился. Поняв ошибку со сценарием, студия попыталась ее исправить, но Финчер уже был не тот парень, которому не дали по-своему снять «Чужой 3», и он уперся. К тому времени в состав фильма был уже приглашен восходящая звезда Брэд Питт на роль детектива Миллза, и Брэд встал на сторону Финчера. Они оба угрожали покинуть проект, если финал будет другим, и студия сдалась.



На роль детектива Сомерсета был приглашен номинант на «Оскар» Морган Фриман. Роль Трэйси Миллз досталась тоже восходящей звезде Гвинет Пэлтроу. А Джона Доу сыграл Кевин Спейси, для которого это был почти дебют в большом кино. В общем, самые громкие имена современного кинематографа, в 1994 году выглядели весьма скромным кастингом.
А сценарист Уокер самолично сыграл роль первой жертвы. В титрах так и стоит: Dead Man at 1st Crime Scene.
К камере встал оператор Дариус Конджи, а саундтрек написал будущий двукратный обладатель «Оскара» композитор Ховард Шор.
Впрочем, почти все основные участники съемок «Семь» впоследствии получат заветную статуэтку за другие работы. Кроме режиссера.



Бюджет фильма составил $33 миллиона.
Премьера «Семь» состоялась 25 сентября 1995 года. Общие кассовые сборы в мире составили $316 миллионов. Прием критики был не менее восторженный.
Киноакадемия растерялась и номинировала «Семь» на «Оскар» только за «Лучший монтаж».
Американский Институт Кино (AFI) впоследствии поставит фильм в свои списки самых-самых-самых...

Знаменитая фраза из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город»,  вполне подходит и к фильму «Семь». 

«Прокуратор» тут, понятное дело, Финчер.
Он впервые познакомил мир со своими любимыми цветами — коричневым, грязно-зеленым, серым... А еще почти весь фильм будет идти проливной дождь, который положит начала всем последующим дождям Финчера. Город будет выглядеть мрачным и устрашающим, и будет совершенно непонятно, почему молодые Миллзы переехали сюда жить.

Видеоряд фильма был навеян средневековыми книгами о семи смертных грехах, которые читал Джон Доу в библиотеке. Эту идею предложил Финчеру один из дизайнеров фильма Кайл Купер. Он сказал: «Вы потратили десятки тысячи долларов на эти удивительные старинные книги для реквизита, так давайте используем их». И это отлично сработало.
Не так уж много в мировом кинематографе фильмов, которые можно сравнивать по красоте с этим мрачным величием «Семь».
Финчер и художники-постановщики создали мрачный мир, в котором зеркально отражаются пороки общества, которым уже много-много веков.
Все разваливается в мире фильма, и ничто не работает должным образом.


Актерские работы в фильме все были ровно хороши — Фриман, Питт, Пэлтроу. Финчер сразу дал понять, что актеры — это часть общего полотна, и они не должны выделяться. Но появившийся на 90-й минуте Кевин Спейси в оранжевой униформе заключенного будет ярким пятном и в переносном смысле и в прямом. Спейси просто завораживал. Его монотонный и одновременно страстный монолог производил магнетическое действие не только на детективов, но и на зрителей.
Что ж, так оно было и задумано. Как всегда говорит Финчер, мы живем в мире зла, мы должны с ним бороться, но мы не можем ожидать безоговорочной победы. Скорее, даже наоборот.



Прошло почти 20 лет с выхода «Семь». Но фильм до сих пор остается одним из самых сильных и трагических триллеров в мировом кино.

Финчер фактически не дал своим персонажам никакого шанса и никакой надежды. Добро найдет зло, но классически ожидаемая победа добра обернется ужасом.
И даже цитата из Эрнеста Хемингуэя, которой закончит фильм Сомерсет: «Мир — прекрасное место. И за него стоит бороться», потребует от него корректировки: «Со второй частью я согласен».



А в финале наконец появится солнце. В качестве контрольного выстрела. Самые трагические события будут происходить под палящими лучами. Финчер как бы скажет: «Вам не хватало солнца? Вы всерьез считаете, что дело в погоде? Что ж, вот вам солнце».

И вот вам коробка. И не говорите потом, что вас не предупреждали, что отрезанная голова Пэлтроу выглядит так же хорошо, как и на её голове.

Comments

Popular posts from this blog

Peter Pan and Stella

Palazzo

The Wind that blows between the Worlds