Ladies and Gentlemen, still James Spader

Он говорит, что у него 30 различных шляп. Он любит шляпы.
Он любит джазовые клубы в Гринвич Виллидже, пиццу, пиво, длинные и широкие шарфы и снова шляпы. Это навскидку. 
Он аристократичен. Но это просто генетика. Когда-то он был красив, как ангел, но возраст взял своё.


У него трое сыновей от бывшей жены и нынешней подруги, и он говорит, что этого достаточно: «У нас есть три мальчика, которые заменят нас троих»


 
Уильям Шетнер говорит, что он похож на всех своих персонажей, которых сыграл.
Очень естественно, немного небрежно, природно-изысканно и почти всегда блистательно он играет самого себя — Джеймса Спейдера. Возможно, что он больше ничего не умеет, но это предположение, а не факт.




Мальчик из Бостона, сын учителей, потомков колонистов, когда-то приплывших на «Мэйфлауэре» и основавших эту страну. У него две старшие сестры, и родители воспитывали детей достаточно демократично.

Разглядывая свое отражение в зеркале, Джимми, наверно, понял, что школа и университет ему не нужны, ибо такое добро пропадать не должно. Да и учёба — это было, видимо, не его. Поэтому он бросил школу и покинул родной Массачусетс. В Нью-Йорке Джеймс сделал попытку поучиться актерскому ремеслу, но быстро понял, что этому совершенно не надо учиться. Во всяком случае, ему.

В своем первом фильме Джеймс снялся в 18 лет. А в 1985 году на съемках боевика Tuff Turf он познакомился с парнем с длинным именем — Роберт Дауни младший — и они стали друзьями на всю жизнь. Разумеется, они понятия не имели, что  следующая встреча по работе  у них состоится ровно через 30 лет. И вряд ли юношеский снобизм позволил бы им предположить, что это будет экранизация комиксов Marvel.

А девочки начали вздыхать по Джеймсу Спейдеру после выхода в 1986 году романтической комедии Милашка в розовом. Вместо героини фильма, главной милашкой оказался Джеймс. 

В 1989 году Стивен Содерберг, никому не известный режиссер, привез в Канны свой полнометражный дебют — провокационную драму Секс, ложь и видео. В то лето это была главная тема для разговоров кинопрессы.

Они выиграли всё — Palme d'Or, приз FIPRESCI и «Лучшую мужскую роль». Мужчина, который оказался лучшим актером в Каннах 1989 года, был Джеймс Спейдер.



Благополучный район Батон-Ружа. Успешный адвокат и его красавица-жена. Выглядит всё просто сказочно прекрасно. Правда муж изменяет жене с её сестрой, но в остальном всё прекрасно. Правда жена не знает, что такое оргазм, но в остальном всё прекрасно. А потом этот прекрасный и отлаженный мир рушится, потому что в город возвращается старый друг мужа, весьма странный парень Грэм с внешностью ангела. Он когда-то перенес сильную душевную травму и пытается справиться с ней весьма неординарным способом — записывает на видео женщин, которые рассказывают ему о своем сексуальном опыте. Потом он в одиночестве смотрит это видео и онанирует. Ненасытный мастурбатор, сказал о Грэме сам Спейдер. 



Трудно сказать, получился бы у Содерберга фильм, если бы он не встретил Спейдера. Но зачем гадать — он его встретил. И они поставили жюри Каннского фестиваля и критиков на колени.

Содерберг так снял фильм, что зрители тоже чувствовали себя вуайеристами.  Было очень интересно наблюдать за Спейдером в роли Грэма.  Казалось бы, такие правильные черты лица не могут выражать столько эмоций, но каким-то чудом, который обычно называют талант, эти эмоции на лице Спейдера, меняясь каждую секунду, делали фильм. Во время их совместных сцен с Энди МакДауэлл хотелось встать и уйти, потому что возникало полное ощущение вторжения в чью-то жизнь. И Спейдер был невероятно сексуален, хотя по роли этого не требовалось. И еще он поражал своей энергетикой. Грэм, тихий, воспитанный, внешне спокойный, нервный, закомплексованный по уши, встряхивал остальных участников драмы и заставлял меняться.


Спейдер, спустя 20 лет, признался, что в юные годы, дома, в чопорном Бостоне, экспериментировал с сексом, играя с друзьями в ролевые игры. «Вокруг было много девочек. И мальчиков. Я играл во врача. С теми и с другими».

Почему Спейдер не стал суперзвездой после Секс, ложь и видео, трудно сказать. Скорее всего, из-за того, что режиссеры не поняли, как надо его использовать. Романтические герои в 90-х были или не востребованы, или им не нужна была изысканно-нежная внешность Джеймса. И, как показало время, Спейдер был силён вовсе не романтизмом. Он говорил позже: «Я хотел играть характерные роли, но я не был похож на характерного актера». А ему давали или роли любовников или плохих парней, потому что по железной логике продюсеров приторно-красивый парень просто не может быть хорошим.



Поэтому девяностые можно смело пропустить. Впрочем, нулевые и десятые тоже. Нет, Джеймс снимался, всё время снимался. Но более или менее хорошо в фильмографии выглядит только Crash Кроненберга. Случилась еще главная роль в блокбастере Звёздные врата, но если Кроненберг использовал только сексуальность Спейдера, то «Звёздным вратам» нужен был интеллигентный блондин.

И в общем, по мнению самого Джеймса, его карьера потерпела crash. Денег не было, а надо было растить двоих сыновей. Ролей хороших не было. Его ровесники — Клуни, Питт, Пенн, Спейси, Круз блистали, а он снимался в паршивых фильмах.

Старый век плохо заканчивался, а новый плохо начинался.
В 2002 году ситуация внезапно переменилась, после главной роли в фрейдистской комедии Секретарша

И в 2003 году Джеймс получил приглашение сняться в последнем сезоне некогда знаменитого сериала The Practice. Феерический шоуранер Дэвид Келли вынужден был уволить половину кастинга, и Джеймс должен был просто закрыть собой зияющие дыры. Так на свет божий появился адвокат Алан Шор. И, скорее всего, Келли не сразу понял, что выпускает из бутылки огромного джина. Внезапно, после нескольких серий последнего сезона, The Practice из старающегося быть серьёзным шоу о юристах превратилось в буйное черт знает что. Потому что Келли уже увидел светлое будущее. В конце сезона появился Уильям Шетнер и впервые произнес легендарное: «Дэнни Крейн!» 

Летом 2004 года Джеймс выиграл Emmy, обойдя Гандольфини, Мартина Шина и Кифера Сазерлэнда. А осенью на ABC жизнерадостно объявилось любимейшее дитя Дэвида Келли Boston Legal, спин-офф почившей в бозе The Practice.
«Вы знаете. я всегда считал, что я... ну, сумасшедший... но в вашей фирме я наконец почувствовал себя нормальным»
Начались пять лет весёлого и блистательного безумия. Спейдер выиграл еще две Emmy — Хаус и Тони Сопрано проигрывали Алану Шору. 

Роль Алана Шора расставила всё по своим местам в карьере Спейдера. С возрастом ангельски-прекрасная внешность растаяла в лишнем весе, но при этом черты лица стали жестче,  изменился взгляд, белокурые волосы немного поседели, но главное не изменилось — Спейдер по-прежнему обладал мощным очарованием. Потому что, как оказалось, его магнетизм был никак не связан с юношеской красотой. И, самое главное, Дэвид Келли оказался тем самым человеком, который понял суть: Спейдер отнюдь не романтический герой. Пресловутый романтизм Спейдера потерпел крах и не смог спасти его карьеру. Фарс, стёб, безудержное лицедейство, комедия — это и было тайное и всё сметающее на пути оружие Спейдера. И поэтому он обходил Хью Лори. Последний жаловался: «Я прихожу на все эти церемонии посмотреть, как Джеймс забирает мои награды».

Алан Шор был обаятелен, циничен, нахален, зол, справедлив, ненавидим и любим. Алан Шор был великолепен. Спейдер был великолепен.



Острая политическая направленность Boston Legal в жесткие времена президентства Буша младшего всегда держала сериал в подвешенном состоянии. Но, тем не менее, шоу продержалось до 2008 года, пять сезонов, дотянув до победы Обамы. Они ушли с высоко поднятой головой, показав 8 декабря 2008 года невероятно роскошную финальной серию.

Ах, эти их с Дэнни танцы... как их не хватает на современном ТВ...





Потом будет приглашение в The Office на семь серий, которые в итоге растянутся на 25, потому что Рикки Жерве не захочет отпустить Спейдера. Несколько минут в байопике Спилберга Lincoln вызовут благосклонные кивки критиков: «Да, Спейдер как всегда...»

А осенью 2013 года на NBC стартовал сериал The Blacklist со сразу улетевшим в поднебесье рейтингом. Строго говоря, всё было ужасно — главная героиня, бредовый сюжет, слабый второй план. И сериал вряд ли дотянул бы до весны, если бы  шоуранер Джон Бокенкамп промахнулся с выбором актера на главную мужскую роль. Но он не промахнулся. Загадочный  Рэймонд «Ред» Рэддингтон появился в своей шляпе и решительно усадил зрителей у телеэкранов. Впрочем, будущее показало, что это была так себе идея.


Спейдер не был первым в «черном списке» Бокенкампа, но позднее тот сказал, что ему трудно представить, что было бы с сериалом без Спейдера. По сути это сериал одного актера. Убрать Спейдера и останется только неадекватное ФБР и невнятная девушка. Но если из House M. D. убрать Хью Лори, тоже, наверно, ничего не останется. Ситуация, когда сериал держится на одном актере, для ТВ не нова.  

Спейдер ведёт себя на съёмках сериала строго как положено звезде. Он планомерно пьёт кровь из сценаристов, если ему в корне не нравятся какие-то ситуации, в которые попадает Ред. И сценаристы послушно переписывают сценарий. Чтобы Спейдеру и Реду было комфортней.

На Спейдера в «Черном списке» можно смотреть почти бесконечно — как он сидит, стоит, ест, пьёт, убивает, смотрит или разговаривает со своей альтернативно одаренной Элизабет. (Бесконечно в прямом смысле слово: надежды, что шоу когда-нибудь закроют практически нет).

И вторая номинация Джеймса на Золотой глобус была абсолютно закономерной — Спейдер в одиночку вытащил сериал в хиты сезона.




Журналисты говорят про Спейдера, что он всегда «самый интересный парень в комнате». Его загадочная энергетика сразу делает его центром внимания. И если его персонажи кажутся, мягко говоря, странными, то и в реальной жизни Джеймс тоже не разочаровывает. Он был такой милый, странный и непредсказуемый, как Алан Шор, или Рэд, или повзрослевший на четверть века Грэм.


Нью-Йорк до полудня, бар в Гринвич Виллидже. «У меня есть план», — говорит Спейдер журналисту, гася сигарету в тарелку. «Мы прощаемся с нашим столом, я собираюсь отлить, а затем, если вы не возражаете, есть одно место, куда я хотел бы зайти и захватить кусок пиццы. Это вас устраивает?»

Он делит свои 30 шляп между домом в Лос-Анджелесе, в котором живёт, когда работает в Голливуде, но недавно проданным, и таунхаусом в Гринвич Виллидже на Манхэттене, в которой проживает, как постоянный резидент города Нью-Йорка.

Спейдер говорит, что он любит рутину, потому что она успокаивает его не очень спокойный характер.
  
Харизма, мейнстрим, франшиза, рейтинги — all that jazz, который переводится на русский ни разу не словом «джаз»а в лучшем случае «суета»...

Спейдер выжил в этом мире суеты и занял своё место. Оно, конечно, выглядит по нашим временам не слишком престижно, но зато чертовски комфортно.

И хотя в последние годы ему откровенно лень работать, его всё ещё любят  «домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина — зубной техник» ©.





Editor Ekaterina.



Comments

  1. Екатерина6/01/2014 12:26 AM

    Шикарный мужчина. Шикарная статья=)

    ReplyDelete
  2. У него шикарная улыбка, но я навсегда запомнила, его поджатые губы, перед заключительным словом адвоката Шора в юристах))). И если бы была способна, то выбрала бы из Юристов все речи Шора в суде, чтобы каждый раз набираться этой удивительной энергией удивительного актера!
    Спасибо за статью)))

    ReplyDelete
  3. запредельно хорош

    ReplyDelete

Post a Comment

Комментарии модерируются на предмет - спама, рекламы, ненормативной лексики, гомофобии, расизма, малограмотности и политических лозунгов. Всё остальное можно. Alina

Popular posts from this blog

Palazzo

One Flew Over the Squirrel's Hollow

Peter Pan and Stella