Winona Returns

«Я бы сказала, что я сейчас встречаюсь с собой. Я хожу с собой на романтические ужины, разговариваю с собой, слушаю приятную музыку в машине. Я, может быть, даже перестану пытаться победить себя. Возможно, я даже привяжусь к себе»
Harper's Bazaar, 2001


Статья была написана и опубликована с каким-то школьным аватаром в 2013 году**,  когда ситуация у Вайноны выглядела практически безнадёжной. Она не была забыта, но она была практически не востребована.
Поэтому статья получилась почти мемориальной.
И читать прекрасные отзывы было особенно приятно.
Вайнону помнили.


Но stranger things всё же иногда случаются, а особенно они случаются с Вайноной.

Она вернулась.

И сам Стивен Кинг написал в Twitter«Winona Ryder shines».





В 1989 году 18-летняя Вайнона Райдер приехала в Рим для съемок в THE GODFATHER: PART III — она должна была играть Марию Корлеоне. Трудно сказать, что произошло на самом деле. Официальная версия была такова: в Риме Вайнона заболела гриппом, и ее заменили Софией Копполой. Но существует и другая версия, которую еще называют «необъяснимой».
«Грипп» Вайнона привезла с собой из Штатов, и у него было имя — Джонни Депп, весьма привлекательный, но малоизвестный актер. И сразу после ухода из проекта «тяжело больная» Вайнона отправилась с Джонни в путешествие по Италии. Она никогда впоследствии не расстраивалась, что не снялась в КРЁСТНОМ ОТЦЕ -3. Вайнона вспоминала свое путешествие с Деппом как нечто совершенно прекрасное.




Кинокарьера девочки из Сан-Франциско начиналась в конце 80-х просто блистательно. Вайнона Райдер родилась в семье хиппи, но это были не те классические лохматые и немытые хиппи, как принято представлять. Родители Вайноны были, скорее, богемой. Они дружили с культовым поэтом Алленом Гинзбергом. Крестным отцом Вайноны стал психолог и писатель Тимоти Лири.
А потом ее родители, как многие хиппи, повзрослели и стали яппи. Ее мать была одним из первых врачей-исследователей СПИДа, а ее младшего брата назвали Юрием в честь Гагарина. Она росла в Сан-Франциско в районе, где жили, в основном, геи, и это был довольно странный для тинейджера мир, как она всегда рассказывала в интервью.

В 12 лет Вайнона поступила в Американскую театральную консерваторию и довольно быстро попала в поле зрения голливудских продюсеров.


И уже третьим фильмом Вайноны стал легендарный BEETLEJUICE Тима Бёртона.
Бледную черноволосую девушку с огромными глазами заметили все — и критики, и зрители. (На самом деле  Вайнона — натуральная блондинка, но в самом начале карьеры, для фильма LUCAS, ее попросили покрасить волосы, и с тех пор она редко возвращалась к естественному цвету.)
Майкл Китон и Вайнона оказались, пожалуй, самыми яркими персонажами феерической черной комедии. Алек Болдуин был, скорее, красивым элементом декора.

Лидия, язвительная юная особа, ищущая способы покончить с собой от смертельной скуки и
сразу поверившая в привидения, была ошеломительно харизматична. «Я прочитала руководство для недавно умерших. В нем говорится: "живые люди игнорируют странное и необычное". Я сама с утра странная и необычная».

Вайнона стала одной из любимых актрис Тима Бёртона.

В том же 1988 году случилась интересная история с ее пятым фильмом. Этот тот редкий случай, когда оригинальное название HETHERS локализовали для русского проката очень точно — СМЕРТЕЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ. Агент сказал Вайноне, что ей надо обязательно отказаться от этого проекта, потому что он погубит ее карьеру. Вайнона отмахнулась, а агент промахнулся. Фильм не забылся и за 20 лет — такое смертельное очарование излучали с экрана юные Вайнона и Кристиан Слейтер.
Вайнона вообще очень хорошо смотрелась в черных комедиях. Несколько лет назад ходили слухи о возможном сиквеле HETHERS.

А через год юная восходящая кинозвезда Вайнона Райдер познакомится на какой-то вечеринке с красивым парнем, пытающимся сделать актерскую карьеру. Это и был Джонни Депп.
Тогда их называли самой красивой парой Голливуда.



В 1990 году на экраны выйдет один из лучших, а, может быть, и лучший фильм Тима Бёртона EDWARD SCISSORHANDS. Это единственный фильм, где Депп и Вайнона сыграли вместе.

EDWARD SCISSORHANDS был целиком фильмом Деппа, а Ким в исполнении Вайноны была просто «мисс Мечта». Ее огромных глаз было достаточно.
«Тот факт, что мы играли вместе и были влюблены в друг в друга, помог нам с наибольшим реализмом показать отношения Эдварда и Ким, наши отношения, в каком-то смысле, сыграли в пользу проекта».
И как же прекрасно-естественны были их совместные сцены. Все фанаты фильма помнят — Эдвард яростно нарезает снег, а Ким кружится под падающими снежинками под музыку Дэнни Эльфмана...
И слова, которые говорит пожилая Ким своей внучке в финале: «Иногда еще видно, как я танцую», — запомнились зрителям навсегда.

В 1993 году Вайнона и Джонни Депп расстанутся после четырех лет совместной жизни.
Как сказал Джон, один из персонажей фильма AUTUMN IN NEW YORK: «У историй любви бывает только два финала — мальчик расстался с девочкой или девочка рассталась с мальчиком».






Вернемся в начало 90-х. Семейная драма MERMAIDS, в которой Вайнона сыграла вместе с Шер, принесла юной актрисе первую номинацию на Золотой Глобус.
А роль отвязной очаровательной таксистки из NIGHT ON EARTH Джим Джармуш написал специально для Вайноны — не каждая молодая актриса может сыграть на равных с Джиной Роулэндс.

А в 1992 году Фрэнсис Форд Коппола, наконец, исполнит свою мечту и снимет Вайнону. Это был, наверно, самый красивый фильм Копполы — BRAM STOKER'S DRACULA. На одни только костюмы для Вайноны ушла значительная часть бюджета.
Но сколько химии было в их дуэте с Гэри Олдманом. Это теперь мы привыкли, что вампиры — неотъемлемая часть нашей жизни. В начале 90-х это была первая, потрясающе красиво снятая история любви в так называемом «сообществе вампиров». Причем с самым культовым из них — графом Дракулой.



Карьера Вайноны шла так ровно, что, казалось, впереди ее ждёт будущее суперзвезды.

Она была единственной претенденткой на роль Мэй Велланд в THE AGE OF INNOCENCE Мартина Скорсезе. И это, несомненно, была самая сложная роль в фильме — юная чистая девушка из высшего общества Нью-Йорка конца XIX века в экранизации романа Эдит Уортон. Всегда сияющая, как солнце. Все ее оберегают от жизни — семья, жених… «Мэй ничего не должна знать, мы должны сохранить ее чистоту и невинность».

Мэй всегда улыбается.

И только в финале мы узнаем, что она знала всё — ее жених, ставший ее мужем, так любил другую женщину, что хотел сбежать с ней. И Мэй нереальным для её кажущейся хрупкости усилием воли, продолжая сиять своей лучезарной улыбкой, остановила мужа и спасла свой брак.
Вайнона играла неестественную естественность. Каким-то чудом за этой ее чистой улыбкой проглядывала боль. Это была абсолютно филигранная работа.
Вайнона выиграла Золотой глобус и получила первую номинацию на Оскар.




В 1994 году выйдет культовый фильм 90-х — режиссерский дебют Бена Стиллера REALITY BITES. Фильм прославила знаменитая цитата героя героя Итана Хоука: «Я не брал подряд на то, чтобы сделать этот мир лучше».
Кстати, первое название фильма было гораздо проще — «Поколение 90-х».
И там как будто бы ничего не происходило — парни и девушки влюблялись и ссорились, сходились и расходились. Но они были такие естественные, такие реальные, как сама реальность, и фильм не устарел и сейчас. Потому что проблемы молодежи не сильно изменились. Поиск себя — всегда поиск себя, вне зависимости от эпохи.



Очередная экранизация классического романа Луизы Мэй Элкотт LITTLE WOMAN режиссера Джиллиан Армстронг имела огромный успех. Кто только не играл Джо Марч до Вайноны в других адаптациях романа, даже легендарная Кэтрин Хепберн.
Но Вайнона смогла сделать невозможное — переиграть их.
Она как будто сошла со страниц книги. Ее Джо была одновременно и мальчишкой-сорванцом, и вместе с тем необыкновенно женственной. Их знаменитый веселый танец с Кристианом Бэйлом на балу стал одной из классических сцен 90-х годов.
И Американская киноакадемия снова выдвинула ее на Оскар.



Через год выйдет замечательный фильм HOW TO MAKE IN AMERICAN QUILT, история женщин одной семьи. В фильме снялось несколько поколений лучших американских актрис — Джин Симмонс, Энн Бэнкрофт, Эллен Берстин.
Вайнона всегда была на равных с большими актерами, но в своем поколении она была уникальна.

Но во второй половине 90-х Вайнона почему-то стала менее востребована Голливудом. В 1996 году вышел очень сильный фильм THE CRUCIBLE по пьесе Артура Миллера, в котором Райдер опять сыграла в паре с Дэниелом Дэй-Льюисом. Она создала очень яркий образ сексуально озабоченной девушки из Салема XVIII века, отправившей на виселицу любимого мужчину. Но фильм не имел большого успеха.




Она никогда не была «кассовой» актрисой, скорее, элитарной. Вайнона как-то сказала, что с ней никогда не произойдёт то, что с Джулией Робертс, имея в виду мегапопулярность Джулии.

ALIEN: RESURRECTION — второй и последний блокбастер в ее карьере. Вначале казалось странным, что Вайнону пригласили в проект: это как будто был совсем не ее жанр. Но она вписалась вполне удачно. Но позже призналась — она так и не поняла, что делала в этом фильме. И добавила, что эта роль ей не принадлежит.

Создавалось ощущение, что в те годы в жизни Вайноны начал происходить какой-то сбой. Стали появляться проходные роли. Личная жизнь тоже складывалась неудачно. Вайнону окрестили «сердцеедкой», и какое-то издание опубликовало ее так называемый «донжуанский список». Она отреагировала резко: «Я не знакома с большей половиной этих мужчин. Мне 28 лет, и у меня были серьезные отношения с четырьмя мужчинами — с Деппом, с Мэттом Дэймоном и еще двумя парнями, и я не знаю, много это или мало».



Несмотря на то, что внешне Вайнона выглядела как типичная представительница своего поколения, она была очень консервативна во вкусах —  не следовала слепо моде, покупала винтажные платья, приобрела старинный дом в Беверли-Хиллз... Она любила сниматься в исторических и костюмных фильмах, как будто наше время ее чем-то напрягало. Она всегда казалась «странной и необычной», как сказала о себе ее Лидия из BEETLEJUICE. И это никогда не было позой.

Вайнона всегда была иконой стиля. Все эти дамы от street style типа Хлое Севиньи всегда выглядели на фоне Вайноны, как прислуга, потому что у Вайноны настоящий стиль. Как когда-то у Одри Хэпберн. Может быть, немного консервативный, но стиль всегда консервативен.

В 1997 году журнал Empire поставил Вайнону на 47-е место в списке Топ 100 кинозвезд всех времен.



Но что-то заканчивалось, и что-то начиналось. И это что-то выглядело не очень радужно для Вайноны.
И как будто в предзнаменование в 1998 году Вайнона выкупила права на экранизацию книги Сюзанны Кайзен GIRL,INTERRUPTED.

Это был ее первый продюсерский проект. Наверно, это было фатальное решение.
Фильм вышел на экраны в 1999 году и произвел очень мощное впечатление, как на критиков, так и на зрителей.

Вайнона, как обычно, играла очень сильно, но образ персонажа Анджелины Джоли в фильме был более ярким и харизматичным. И Анджелина выиграла свой первый и пока послдений Оскар.

В 1999 году Вайнона пробовалась на роль Марлы в FIGHT CLUB, но по каким-то причинам не получила ее.
Тогда же она отказалась сниматься у Тима Бёртона в SLEEPY HOLLOW. Возможно, ей трудно было находиться с Джонни Деппом на одной съемочной площадке.

Поэтому она предпочла изящную мелодраму Джоан Чен AUTUMN IN NEW YORK. Трогательная и красиво снятая история любви немолодого плейбоя, которого сыграл немолодой плейбой Ричард Гир, и умирающей девушки. История, напоминающая голливудские фильмы 50-х, время, которое так любила Вайнона.

И это был ее последний большой фильм.



В 2000 году ой открыли звезду на Голливудской Аллее Славы. Вайноне было всего 29, и рядом с ней в тот день находился один из ее лучших друзей — сэр Энтони Хопкинс.

Но неожиданно все рухнуло. В 2001 году случилось нечто невероятное. Сама Вайнона так и не смогла объяснить, почему она это сделала. Не смог понять это и судья, который вел дело. Никто ничего не мог понять. Скорее всего, причиной был нервный срыв: Вайнона вышла из бутика с товаром на несколько тысяч долларов, не заплатив по счету.

Она расплатилась сразу после того, как ее поймали, но дело все равно возбудили — не каждый день в Лос-Анджелесе случаются такие «крупные» преступления. Окружная прокуратура города решила на примере мисс Райдер показать, что звезды тоже подчиняются закону, как простые смертные. Закрыв глаза на то, что иным звездам сходили с рук и худшие преступления. Как заявили в открытом письме родители Вайноны, из их дочери решили сделать «козла отпущения». Так это или нет, сказать трудно, но тогда Голливуд разделился на два лагеря.
Вайнона была приговорена к большому штрафу, общественным работам и психиатрическому обследованию. Вероятно, острая необходимость была только в последнем.

«Вам когда-нибудь доводилось перепутать сон с жизнью? Или, имея деньги, украсть что-нибудь? Вам бывало тоскливо? Казалось ли вам, что ваш поезд едет, а вы стоите на месте? Может, я просто была сумасшедшей. Может, это были 60-е. Или просто я была девушкой... которую прервали»
GIRL,INTERRUPTED



Судимость есть судимость. Фарисейская часть Голливуда не склонна легко прощать такие вещи. В 2002 году Вайнона была изъята из состава CHICAGO, и ее роль ушла Кэтрин Зете-Джонс.
А первым большим проектом после случившегося стал фильм A SCANNER DARKLY. Продюсеры Джордж Клуни и Стивен Содерберг оказались теми смелыми людьми, которые не побоялись взять ее в свой проект после суда. Но считать эту роль серьезной, конечно, нельзя. Потом были или не очень значительные проекты или роли второго плана как, например, в нашумевшем BLACK SWAN или эпизодическая роль мамы Спока в STAR TPEK.
Но была и хорошая роль на телевидении — When Love Is Not Enough: The Lois Wilson Story, отмеченная многими наградами.

Но одно было ясно: той девушки с необыкновенными огромными глазами, с лицом, в котором была какая-то тайна, ждать уже не стоило. Она прервалась в том злосчастном бутике, когда у нее снесло крышу.
Вайнона трансформировалась в очень красивую зрелую женщина с немного усталым лицом.И мы стали ждать возвращения на экраны новой Вайноны.



Пока же мы могли вспоминать Мэй Вэлланд, с сияющей улыбкой говорящей жениху, что день свадьбы назначен. А крупный план, который сделал Скорсезе, покажет такую непереносимую боль в глазах девушки, что станет страшно. Мы могли вспоминать Джо Марч, бегущую под дождем за любимым мужчиной. Или Шарлотту, говорящую персонажу Ричарда Гира: «Да, ты прав, наши отношения не могут длиться долго — я скоро умру». Или знаменитый танец в супермаркете из REALITY BITES, который до сих пор любят крутить по ТВ. И мы ведь иногда на самом деле видели, как Ким, все еще танцует под падающим снегом.

Но в искусаной реальности её не было. Мелькнёт где-то на Неделе моды в Нью-Йорке, или ещё на каком-нибудь светском рауте и снова исчезнет. Её партнёр, с которым они вместе уже пять лет, Скотт Макинли Хан, известный дизайнер одежды, и показы мод стали постоянным местом обитания Вайноны.



Первый признак настоящего возвращения на экраны мелькнул в 2015 году в биографическом мини-сериале НВО  SHOW ME A HERO, в котором в главной роли традиционно блистал Оскар Айзек. Но Вайнона, уже зрелая, совсем не та, что осталась в памяти, тем не менее, запомнилась.
Она играла жёстко и нервно. Она перестала быть инженю, она точно уловила свой возрастной переход. Вайнона, которая в 90-х была романтично-загадочно-странной, приземлилась.
Член городского совета Йонкерса, штат Нью-Йорк, была абсолютно прагматичной особой. Довольно холодной и циничной как любой политик. И только в финале, после самоубийства Ника Васиско, её защитная маска упала, и мы увидели одинокую не очень молодую женщину, чья жизнь проходит на заседаниях.


Но для Вайноны  — это был новый прорыв после длинного застоя.

А этим летом появились Джойс Байерс и STRANGER THINGS. Сериал заслуживает
отдельной, полной восхищения, статьи.

Глядя на Джойс, не отпускало ощущение, что Вайнона всю жизнь играла одиноких, замученных жизнью, матерей.

В интервью The New York Times Вайнона призналась, что советовалась с мамой, как ведёт себя женщина в подобной ситуации. Правда, её мама сказала, что у неё никогда не исчезали дети.

У Джойс пропал ребёнок при загадочных, мягко говоря, обстоятельствах. И она не опускает руки, не ложится страдать, она начинает искать. Она кажется безумной окружающим, но не зрителям, которые знают, что Джойс права в своих поступках. Она какая-то нереально страстная, сильная, мужественная, и очень любящая. Она играет с такой силой, что иногда на неё тяжело смотреть.

Можно было бы написать, что это новая Вайнона. Но если представить себе, что Лидию из BEETLEJUICE пообломала реальная жизнь, достался муж-козёл, пришлось одной растить двух мальчиков и круглые сутки проводить на работе, чтобы вырастить детей. Да, в ней есть что-то от очень взрослой и очень пострадавшей Лидии.
И нет, это не новая Вайнона. Это просто Вайнона, которой 44 года.



Сила Вайноны была не в её пресловутой загадочности и романтичности, это просто очередные ярлыки, а в том, что она всегда была невероятно талантлива.
Попытки понять, кто такая Алиша Викандер, которая снимается в каждом первом фильме, или ещё какое-нибудь британское открытие года, лишь доказывают, как обеднел кинематограф на актрис, которые должны быть дивами. 
И при  всём уважении к нынешнему поколению молодых актрис, среди которых, конечно же, есть талантливые девочки, можно лишь повторить вслед за уже легендарной татуировкой 90-х некогда молодого Деппа: Winona forever.


Но Вайнона сейчас — это другая история. Вечно молоды только вампиры, ставшие вампирами в молодости.
 





Так что, да, она вернулась. Телевидение нынче  — страшная сила.
Посмотрим, как пойдёт дальше.

«She’s such an icon. She certainly hasn’t been forgotten.»  The New Times, July 14, 2016



*Авторский вариант
**Первый вариант статьи  Published 2013.10.16 http://lostfilm.info/news/id19218/#1212

Comments

Popular posts from this blog

Palazzo

One Flew Over the Squirrel's Hollow

Peter Pan and Stella